Актуальные проблемы потребительской кооперации

Поскольку нормы денежных расходов на питание учащихся чрезвычайно низки, то ожидать высокого качества питания от государственных столовых и пищевых комбинатов не приходится. Где вы видели в наше тяжелое время сотрудников этих заведений, которые бы не старались увести часть ресурсов лично для себя? Ситуацию усугубляют цены на продукты питания. По многим позициям они у нас (из-за торгового протекционизма) в два раза выше мировых (к примеру, мясо в Германии или мука в России). В итоге столовые и комбинаты вынуждены лепить из имеющихся ингредиентов продукт, который, помимо всего прочего, должен быть съедобен. Далеко не во всех случаях это получается. Экономия на детском питании - невероятный государственный цинизм.

Русские власти по обыкновению видят решение проблемы детского питания и СОПа в целом в модификации бюрократических процедур. Совет Министров создал Межведомственную комиссию по организации общественного питания стране. Она активно думает над тем, как, не пуская в данный сегмент рынка частный бизнес, т.е. инвестиции и новые технологии, получить более высококачественный продукт. Рекомендации чиновников предсказуемые. Местные исполкомы должны компенсировать государственным предприятиям, занятым в СОПе, часть затрат, чтобы снизить цены на завтраки и обеды в учебных заведениях. Поскольку на уровне райисполкомов и облисполкомов денег хронически не хватает, то ситуация с качеством услуг на данном сегменте рынка едва ли улучшится.

Чиновники банально стараются спихнуть решение этой проблемы на директоров школ и ПТУ. Активно идет процесс передачи столовых на баланс самих учебных заведений. В 40% общеобразовательных школ, 16% ПТУ, 65% вузов, 15% техникумов это уже произошло [13, 111].

Директора школ не имеют права самостоятельно организовать систему питания. Они должны жить по «Рекомендациям по организации питания учащихся общеобразовательных школ, средних специальных и студентов высших учебных заведений», а также выполнять десятки других технологических нормативных документов. Честнее и эффективнее было бы передавать деньги непосредственно в школы. Пусть директор вместе с родительским комитетом самостоятельно решают, как организовать питание в школе или ПТУ.

С другой стороны, зачем учебным заведениям иметь на своем балансе столовые, если можно просто объявить тендер среди частных компаний на организацию питания? Наверняка многие предприниматели с удовольствием занялись бы таким бизнесом - спрос-то гарантирован. С них можно было бы спросить за качество. Стало бы меньше коррупции, но такие простые рыночные схемы в голову чиновникам не приходят.

Если бы Минторг не мешал, то данный сектор развивался бы гораздо быстрее. Трудно объяснить смысл существования ценовых категорий для частных ресторанов или кафе. В России же получается, что частный инвестор открывает бизнес всегда в партнерстве с Минторгом. Помимо регулирования цен чиновник определяет «требования к архитектурно-планировочным решениям, мебели, столовой посуде, приборам, белью, персоналу, методам обслуживания потребителей, фирменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, ассортименту кулинарной продукции, оформлению меню и другие». Это далеко не все: «В целях защиты внутреннего потребительского рынка предусмотрена обязательная реализация в объектах общественного питания алкогольных напитков и табачных изделий отечественного производства». Окончательно добивают СОП. Они наделены полномочиями устанавливать предельный размер наценок. Так кто, в конечном счете, владеет русскими ресторанами и кафе?

Основные принципы создания и деятельности потребительского общества.

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

ограничения размеров кооперативных выплат;

доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков.


3. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации в РФ


3.1 Модель потребительского общества


Проводимые исследования позволили выявить причины убыточной работы потребительских обществ и союзов и разработать меры по преодолению спада объемов деятельности и обеспечению рентабельной работы [8, 150]. Систему этих мер можно выразить путем моделирования эталонного потребительского общества, модель которого разработана некоторыми исследователями [8, 152].

Основой системы потребительской кооперации является потребительское общество. От его экономического состояния зависит благополучие всей системы в целом.

Изучение положения финансового состояния потребительских обществ позволило создать эталонное (модельное) потребительское общество, которое отвечало бы определенным требованиям [8, 160]. Это:

Экономически грамотное руководство. Как правило, высоко квалифицированные специалисты с высшим или средним кооперативным образованием, имеющие продолжительный опыт работы в потребительской кооперации (экономист, бухгалтер-финансист, менеджер). Их отличительная черта и преимущество - умение работать с коллективом, разбираться в финансах, прогнозировать экономические процессы;

Ежедневная работа с кадрами, систематическое повышение квалификации и переподготовка, улучшение условий труда; труд оплачивать в зависимости от личного участия каждого в конечных результатах деятельности;

Установление жесткого контроля за расходованием средств и сохранностью кооперативной собственности. Такое потребительское общество, как правило, не продает, а приобретает объекты недвижимого имущества (магазины, транспортные средства, оборудование), развивает материально-техническую базу, внедряет новую технику и технологии;

Отсутствие психологии иждивенчества, ориентация на собственны силы и возможности, прежде всего в накоплении собственных оборотных средств. Первоначальной основой собственного оборотного капитала являлись паевые взносы и заемные средства пайщиков, работников, обслуживаемого населения. Впредь оборотные средств пополняются за счет фонда развития потребительской кооперации;

Пайщик - основная фигура в потребительском обществе. Объективная оценка преимущества потребительской кооперации как социально ориентированной системы, опора на пайщиков и создание условий для их активного экономического участия, повышение их материальной заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности кооператива;

Систематическое изучение рынка потребительских товаров, достоинств конкурентов, улучшение коммерческой деятельности, выход на прямые связи с производителями без посредников, увеличение доли товаров собственного производства и заготовок в розничном товарообороте торговой сети и предприятий массового питания;

Концентрация материальных и финансовых ресурсов, эффективное их использование на основе сокращения числа юридических лиц, объединение всех или большинства предприятий в единую хозрасчетную организацию с одним бухгалтерским балансом, внедрение внутреннего хозрасчета.

Развитие всех отраслей деятельности (розничная и оптовая торговля, массовое питание, заготовки, производство, транспорт, строительство) с последующей диверсификацией: территориальной (усиление своего влияния в городах и чужих районах), отраслевой (сельское хозяйство, мукомольное производство, переработка рыбы, аптеки, бытовые и производственные услуги и т.д.);

Определение приоритетной отрасли деятельности, обеспечивающей доходы, превышающие расходы, дополнительные товарные ресурсы, рабочие места, возможность стимулирования пайщиков и некооперированного населения (в настоящее время такой отраслью является производственная);

Повышение качества обслуживания населения, контроль за качеством реализуемых товаров, создание нового, привлекательного имиджа кооперативной организации как надежного партнера;

Торговые предприятия и предприятия массового питания, особенно глубинных населенных пунктов превратить в культурные центры, места общения обслуживаемого населения.

В хозяйственной деятельности потребительских обществ все вышеперечисленные признаки должны быть приоритетными.

Важно распространение положительного опыта функционирования потребительских обществ, работающих рентабельно, что будет способствовать оздоровлению экономики потребительской кооперации, повышению ее авторитета, как социально ориентированной и экономически устойчивой системы [8, 152].


3.2 Внутренние проблемы современных кооперативов


Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним:

- заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;

- возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются;

- привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку;

- государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Проблемы управления и контроля:

- в отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой;

- применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства;

- определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков;

- кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.

Проблемы производства:

используемые большинством кооперативов техника и технология находятся на более низком уровне, чем в акционерных обществах;

условия труда в кооперативах хуже, чем в частных и государственных предприятиях;

средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ни же из-за невысокой заработной платы.

В отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.

Преимущества кооперативов определяются их целями:

удовлетворение экономических потребностей пайщиков;

совпадение социальных целей государства и кооперативов;

снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации [11, 136].


3.3 Государство и система потребительской кооперации


Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.

Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке [2].



Заключение


Во многих районах России сегодня функционируют потребительские обществ, которым, несмотря на трудные условия существования, удается совместными усилиями находит пути выхода из кризисной ситуации. Наметилась тенденция к сокращению убытков, многие становятся рентабельными, не допускают отчуждения кооперативной собственности.

Условия работы кардинально изменились. Административные методы руководства ушли в прошлое. Жизнь потребовала во всех действиях исходить из экономических соображений, просчитывать их с точки зрения выгоды. А это значит - научиться мыслить и работать по-новому. В современных условиях система может сохраниться, если повысит эффективность работы предприятий, обеспечит необходимую конкурентоспособность.

Потребительская кооперация России имеет потенциальные конкурентные преимущества: многолетний опыт работы на потребительском рынке, достаточно высокий кадровый потенциал, сложившиеся на протяжении многих лет коммерческие связи, развитую материально-техническую базу, определенный имидж социально-ориентированной системы. Задача - задействовать эти преимущества в практике хозяйственной деятельности.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997 г) законодательно определил потребительскую кооперацию как систему, состоящую из потребительских обществ и их союзов, признав за союзами право контрольных и распорядительных функций, провозгласил потребительские общества и союзы потребительских обществ субъектами собственности, определи пайщика основной фигурой потребительского общества, заложив тем самым мощные демократические принципы действия системы потребкооперации.

Но без коренных существенных изменений в отраслях и сферах деятельности потребительская кооперация Российской Федерации не может сохранить свой экономический потенциал, финансовую самостоятельность, материально-техническую базу.

Необходимость ее реформирования вызвана объективными процессами внешнего и внутреннего характера. Основные реформы должны сводиться к следующему:

Сохранить основополагающие принципы деятельности потребительской кооперации;

Повысить роль пайщиков в потребительском обществе, ради которых оно создано и существует;

Реформировать новые экономические отношения между потребительскими обществами, их союзами и союзов между собой;

Изменить организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов системы в соответствии с принятыми законодательными актами РФ;

Повысить уровень индикативного, стратегического и оперативного планирования хозяйственно-финансовой деятельности, при возрастающей роли контроллинга;

Реформировать управления хозяйственной деятельности за счет «человеческого фактора»;

Развивать предпринимательскую деятельность для обеспечения конкурентоспособности и самофинансирования;

Сохранить и приумножить кооперативный капитал;

Направить диверсификацию деятельности субъектов потребительской кооперации и ее отраслей на расширение масштабов и сфер функционирования, а также использования рыночных механизмов;

Разработать и внедрить систему антикризисного управления.

Внедрение указанных рекомендаций по реформированию в практику работы кооперативных организаций не несет больших капитальных затрат и может обеспечить повышение эффективности потребкооперации РФ.


Список литературы


1.       Гражданский кодекс РФ. Часть 1. - М., 2002. - 456 с.

2.       Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, <http://www.consultant.ru/dbs/nbu.phtml?B0CK[F9&%FA%E1%EB%EF%EE&F9&&F9&&F4&19.06.1992&F4&&F4&&F5&3085-1&F5&&F5&&F10&|&F10&%F0%EF%F4%F2%E5%E2%E9%F4&F10&%EB%EF%EF%F0%E5%F2%E1%E3&F10&&F258&|&]T15096F258L16> от 28.04.2000 № 54-ФЗ) <http://www.consultant.ru/dbs/nbu.phtml?B0CK[F9&%FA%E1%EB%EF%EE&F9&&F9&&F4&19.06.1992&F4&&F4&&F5&3085-1&F5&&F5&&F10&|&F10&%F0%EF%F4%F2%E5%E2%E9%F4&F10&%EB%EF%EF%F0%E5%F2%E1%E3&F10&&F258&|&]T27012F258L17>.

3.       Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.97 г., №97-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 28.

4.       Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях трансформации экономических отношений: Монография. - М., 2001. - 257 с.

5.       Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита, 1998. - 235 с.

6.       Наговицына Л.П. Пайщик - основа потребительской кооперации. - М., 2004.

7.       Прижигалинский В.П. Дитя нужды. Учебное пособие. - Ставрополь, 2005.

8.       Прижигалинский В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. - Ставрополь, 1996. - 296 с.

9.       Прижигалинский В.П. Кооперация в переходной экономике. - Ставрополь, 2004. - 248 с.

10.     Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России ХХI века. - Новосибирск, 2003.

11.     Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие. - Часть I. История и современность. - Новосибирск: СибУПК, 1999.

12.     Захаров П.И. Паевой фонд потребительского общества. - М., 1999.

13.     Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. - Белгород, 2003. - 296 с.

14.     Клименко О.И. Эффективность социального управления в системе потребительской кооперации. - Белгород, 2000. - 184 с.

15.     Клименок О.И. Теория и практика социального управления в потребительской кооперации. - Белгород, 2000. - 317 с.

16.     Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. - Белгород, 1999. - 296 с.

17.     Теплов В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород, 1999. - 295 с.

18.     Храмцова Т.Г. Потребительская кооперация. Методология оценки социально-экономического потенциала - Новосибирск, 2002. - 327 с.

19.     Барчук И.Д. Концепция и рекомендации по реформированию деятельности потребительской кооперации. - М, 1997. - 35 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты