Актуальные проблемы потребительской кооперации

Так же однозначно закон определял и отношение к собственности потребительских обществ. Она должна была быть закреплена за пайщиками и работниками на праве частной (общей, долевой, совместной) собственности. По решению пайщиков работники потребительской кооперации, не являющиеся пайщиками, могли иметь право на выделение части имущества в соответствии с уставом общества.

Собственность потребительского общества может быть отчуждена только по решению пайщиков, а изъята - лишь в случаях, предусмотренных законодательством России.

Особенно следует подчеркнуть, что в соответствии с законом органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую и иную деятельность потребительских общ6еств и их союзов. Это важно, поскольку в прошлом такие органы постоянно вмешивались в дела потребительской кооперации, командовали ею, будто это государственная собственность, государственные предприятия. И если бы такое было только в прошлом. Но и сейчас не прекращаются посягательства на кооперативную собственность, ей навязываются кадровые перемены.

В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в 1997 году были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» [2]. На сегодняшний момент именно этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Как определено в Законе, основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Закону, теперь собственниками имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо. Как поступить, если собственность была закреплена за пайщиками и работниками потребительской кооперации в соответствии с Законом 1992 года? Ответ дается в статье 40 пункте 2 нового Закона. Пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О введение в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» утрачивает силу.

Учредительные документы акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства РФ, в том числе при отсутствии решения высшего органа потребительского общества, союза потребительских обществ, подлежит приведению в соответствие с принятым Законом.

Принятый Закон направлен на дальнейшую демократизацию потребительской кооперации, усиление защиты прав пайщиков и повышение их роли в решение всех вопросов и контроле за деятельностью потребительского общества.

Закон установил жесткие требования при исключении пайщика из потребительского общества. Он может быть исключен только решением общего собрания. Собрание пайщиков должно решать все важные вопросы работы потребительского общества. Возрастает роль кооперативных участков.

Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями. Надо иметь в виду, что теперь это носит не рекомендательный, как ранее, а обязательных характер.

Закон гарантируется потребительским обществам и их союзам государственную поддержку.

В Законе четко прописаны правомочия потребительских обществ и их союзов, в том числе право осуществлять предпринимательскую деятельность.

Новый Закон о потребительской кооперации - это установка на реформу, без которой потребительской кооперации дальне не продержаться. Естественно, конечной целью реформы должно стать приведение в действие мощного потенциала потребительской кооперации, устранение на этой основе убыточности и обеспечение рентабельной деятельности каждой организации и предприятия.

Основная концепция демократизации управления: широкое участие пайщиков в обсуждении вопросов структурных изменений, более полный охват населения кооперированием и разделение органов управления на распорядительные (демократические) и исполнительные. Такое разделение предусмотрено новым законом о потребительской кооперации.

Очевидно, что в потребительской кооперации управление должно опираться с одной стороны на демократические методы и выборные органы, а с другой - на единоначалие и четкую дисциплину в исполнительных структурах.

Разделение функций между «законодательными», «распорядительными» и «исполнительными» органами потребительской кооперации, переход на новую структуру управления отвечают процессам «разделения властей» в государстве.

В деятельности организаций потребительской кооперации западных стран сложилась логичная система такого разделения функций. Там высшим органом потребительского кооператива является общее собрание пайщиков, а распорядительным органом в промежутке между собраниями пайщиков выступает Совет директоров (управляющих), избранных на общем собрании. Этот демократический орган определяет стратегию развития кооператива, назначает правление из компетентных менеджеров, контролирует его деятельность и принимает неотложные меры в случае ее неэффективности. В свою очередь, правление (исполнительный орган), получив доверенность на управление кооперативом в течение определенного срока выунждено прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить успех предприятия, от которого зависит размер личного заработка и дальнейшая судьба самого менеджера. Председатель правления действует в пределах своих полномочий как единоначальник, это обеспечивает оперативное принятие решений и необходимый уровень исполнительной дисциплины.

Такая система «двойного» управления имеет ряд преимуществ, особенно для антикризисного управления. Руководители исполнительных органов должны иметь достаточную профессиональную подготовку и квалификацию, а при возможности заместить должности на конкурсной основе.

Новый Закон положил конец бесконтрольности. Теперь, если выборные должностные лица в потребительской кооперации не справляются со своими обязанностями, нарушают уставы или допускают злоупотребления, они могут быть отстранены от должности вышестоящим потребсоюзом.

В соответствии с новым Законом, повышаются контрольные и распорядительные функции выше6тоящих союзов, восстанавливается так называемая «вертикаль».

Закон меняет управление «по горизонтали». Теперь в потребительских обществах и союзах всех уровней будут советы (распорядительные органы) и правления - исполнительные органы.

Совет - орган, наделенный всей полнотой власти. Он отвечает за хозяйственно-финансовую деятельность потребительского общества или союза, осуществляет прием в члены потребительского общества, организует выполнение наказов пайщиков, проводит собрания, создает кооперативные участки и т.д. Но это не означает, что совет должен иметь какой-то свой, параллельный аппарат. В нем должны быть представлены рядовые пайщики, специалисты учета, финансов, прав и работники потребительской кооперации, для которых не безразлична судьба своего кооператива. Совет должен быть компетентным, активным, высококвалифицированным органом, способным решать все вопросы.

В правлении должны работать профессионалы-финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, коммерсанты, поскольку именно от их работы зависит успех дела, эффективное использование материальных, финансовых и других ресурсов.

Демократические установки в новом Законе соседствуют со строгой исполнительской дисциплиной.

Новый Закон дает основные, принципиальные установки жизнедеятельности потребительской кооперации в РФ, в нем почти в каждой статье говорится, что та или иная позиция регулируется уставами потребительского общества или союза. Поэтому при принятии уставов в потребительских обществах и союзах не должно допускаться выхолащивания принципиальных положений, вытекающих из Закона [8].

Направленность - изучение в массовых и узких социальных группах субъективных представлений об устройстве, событиях и явлениях "повседневного мира (обыденные представле-ния) и "внешнего" мира (умозрительные представления).

Финансовое положение большинства организаций общественного питания остается сложным. По итогам 2003 г. и I кв. 2004 г. рентабельными были только предприятия крупнейших городов России. 84% предприятий общественного питания частные и 16% - государственные. В какой стране вы видели частника, который будет себе в убыток вести бизнес? А в России сколько угодно. Но это только на бумаге, которая, как известно, все стерпит [6, 157].

По негласной договоренности с местными властями убыток фиксируется только на бумаге. Большие ресурсные и финансовые потоки идут мимо официального бухгалтерского баланса. Работать без «черной кассы» сегодня в секторе общественного питания (СОПе) практически невозможно. Само государство толкает владельцев и менеджеров кафе и ресторанов на то, чтобы большая часть работы шла в «черную». Взятки для чиновников и проверяющих, бесплатное питание начальников разного калибра, наличные на закупку товаров и услуг, наконец, зарплата в конверте управляющим и себе - все это берется как раз из «черной кассы».

По оценкам экспертов, оборот СОПа в 2004 г. в России составит1400 - 1450$ млн. С учетом «серой» составляющей он доходит до $1600 млн. На первый взгляд, оборот кажется большой, но при либерализации сектора общественной торговли, отмене десятков торговых ограничений в течение 2-3 лет он мог бы превысить $1 млрд. В России оборот СОПа на душу населения составляет примерно $345. В той же Чехии он почти в 10 раз больше. Неужели гостеприимство русских заканчивается на пороге их собственных квартир и домов?

В СОПе работает 8700 предприятий на 617 тысяч мест. Из них 19% расположены в производственных организациях, 35% - в учебных заведениях и 41% - в общедоступной сети. Рабочих, студентов и детей продолжают кормить государственные предприятия. Частный бизнес в эти выгодные ниши рынка не впускают. Минобразования совместно с местными органами власти предпочитают в тиши кабинетов делить субсидии, закрывать глаза на низкое качество. Ведь никто не ставит им задачу создать конкурентную среду и привлечь в СОП частный капитал и предпринимательский талант.

При учреждениях образования работают 13300 объектов общественного питания на 1354 тыс. рабочих мест. Они обслуживают 1,5 млн. студентов, поддерживает олигополию и запрещает вход на данный рынок частным структурам. В городах страны создано 1380 комбинатов школьного и студенческого питания, которые, собственно, и занимаются приготовлением пищи для столовых. Все эти предприятия, естественно, находятся в государственной собственности [7, 112].

Прозрачности в финансовых потоках данного сектора нет. Мы знаем, что бюджет должен доплачивать учащимся школ (около 760 рублей в учебный день на одного учащегося 1-3 (4) классов, а также ученикам 4 (5)-11 (12) классов сельских школ). Учебные заведения могут принять решение о полностью или частично бесплатном питании школьникам из малообеспеченных и неблагополучных семей. Студенты ПТУ, которые учатся не менее 10 месяцев, получают за счет бюджета одноразовое горячее питание, а иногородние и из малообеспеченных семей питаются за государственный счет три раза в день.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты