Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля

Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля













Конспект обзорной лекции по Модулю "Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля"


Тема 1. Общие положения антимонопольного права


1. Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии

2. Понятие и значение конкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом

3. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением

4. Группа лиц и аффилированные лица


1. Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии


В настоящий момент отсутствует легальное определение монополии.

Монополия - исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке (исключительность заключается в том, что он сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара).

Под монополией так же понимают:

- особое поведение господствующего на рынке субъекта

- явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен.

- исключительное право (может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению монополий, выделяют три вида монополий:

1) временная - один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товаров (предприятие, впервые предложившее определенную продукцию);

2) государственная;

3) естественная.

Естественная монополия (ФЗ "О естественных монополиях" 1995 г.) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Под естественными монополиями понимают такие сферы деятельности, в которых наличие более одного хозяйствующего субъекта ведет к потерям эффективности общественного производства.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1.     Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2.     Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3.     Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4.     Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Сферы естественных монополий:

- транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Деятельность естественных монополий подвержена государственному регулированию и контролю. Органы по регулированию и контролю:

·        Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №332);

·        Федеральная антимонопольная служба

Закон выделяет два метода гос. регулирования: ценовое регулирование (установление тарифов) и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

По ценообразованию есть, например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 27.11.2002 N 84-э/3 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ", ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 16.10.2002 N 70-э/5

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр. В каждой сфере естественных монополий есть свой реестр (см. ПРИКАЗ ФСТ РФ от 26.08.2004 N 59 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ"; ПРИКАЗ МАП РФ от 15.11.2001 N 1184 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ")

Особенности деятельности естественных монополий заключаются в том, что Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Так же Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Например, Снижение операторами связи тарифов на основные услуги является нарушением антимонопольного законодательства (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 23.12.2004 N А39-916/2004-92/2).

Государственные монополии - это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а так же компетенцию контролирующего органа (Раздел 1 Программы демонополизации утв. Постановлением Правительства РФ 09.03.1994 № 191).

О режиме гос. монополий упоминается в ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)", ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ", ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ", ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ".

Исключительный режим гос. монополии выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежит лишь ограниченному кругу субъектов.

Субъектный состав гос. монополий двухуровневый:

1-й уровень - государство в лице компетентных органов, 2-й уровень - предприятия, непосредственно осуществляющие экономическую деятельность в режиме гос. монополии (Как правило это ГУПы).

Например, предусмотрена гос. монополия на экспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона № 164 ФЗ).

Гос. монополия осуществляется с помощью специальных правовых средств:

1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (ПРЕДЕЛОВ ГОС. МОНОПОЛИИ);

2) применение в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ разрешений (лицензий);

3) использование особых организационно-правовых форм юридических лиц (субъектов гос. монополии);

4) установление обязанности коммерческих организаций, входящих в субъектный состав гос. монополии, совершать определенные сделки;

5) объявление сделок, нарушающих гос. монополию, ничтожными.

Еще один вид гос. монополии - эмиссия наличных денег, осуществляется ЦБ РФ. Закон о драг. Металлах устанавливает два вида гос. монополий: на пробирование и клеймение гос. пробирным клеймом ювелирных изделий; на регулирование экспорта необработанных алмазов.


2. Понятие и значение конкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом


Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В экономике конкуренцию понимают как:

1. особую ситуацию на рынке, характеризуемую двумя факторами:

- наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;

- свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его.

2. постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;

3. элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.

Необходимые для возникновения и существования конкуренции условия:

1) на рынке действуют независимые поставщики достаточного количества товаров;

2) на рынке присутствует достаточное количество независимых покупателей товаров;

3) поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию;

4) на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хозяйственным ресурсам.

Функции конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты