Регулирование. Основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью.
Мотивация. Конкуренция мотивирует хозяйствующих субъектов предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию.
Распределение. Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу тех субъектов, которые используют свои ресурсы наиболее эффективно.
Контроль. Конкуренция ограничивает односторонние действия предпринимателя и предоставляет потребителю возможность выбора.
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Такие действия противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить/причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам (ХС), либо способны нанести/наносят вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Недобросовестная конкуренция это правонарушение, его объективной стороной является активное поведение на рынке, бездействие не относится к недобросовестной конкуренции. Это одна из форм злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Выделяют формы недобросовестной конкуренции (ст. 14 Закона о защите конкуренции):
Первая группа нарушений касается информации о конкуренте и его продукции:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
Вторая группа нарушений - действия, связанные с дезорганизацией производственного процесса конкурента, т.е. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Третья группа нарушений связана с осуществлением экономической деятельности посредством нарушением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации других лиц, а так же посредством регистрации и использования средств индивидуализации, не являющихся объектами исключительных прав, которые какое-то время используются другими лицами.
Достаточно противоречива практика применения п. 2 ст. 10 бывшего Закона о конкуренции (соответственно п. 2 ст. 14 нового закона о защите конкуренции). Есть прецеденты, когда недобросовестной конкуренцией признавалась регистрация одним лицом в качестве товарного знака обозначения, которое использовалось для индивидуализации товаров другим лицом (последнее же не регистрировало такой товарный знак) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2006). Признано актом недобросовестной конкуренции регистрация и использование товарного знака, сходного с названием запатентованного товара другого субъекта, если это сделано с целью создания препятствий для распространения на рынке продукции конкурирующей компании (Постановление ФАС МО от 02.12.2005).
3. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением
С понятием доминирующего положения тесно связано понятие монополистической деятельности. По Закону о защите конкуренции 2006 г. монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Таким образом, злоупотребление доминирующим положением (ДП) есть частный случай монополистической деятельности.
ДП само по себе правонарушением не является, его существование на рынке объективно и неизбежно.
Доминирующее положение - это такое положение ХС (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Новый закон рассматривает доминирование как для отдельных ХС, так и нескольких ХС в совокупности на определенном рынке.
ДП хозяйствующего субъекта признается в одном из двух случаев: 1) если доля ХС на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) если доля ХС на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не признаются доминирующими ХС, доля которых на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, если только этот ХС не подпадает под критерии доминирования, предусмотренные для нескольких ХС (совокупности ХС). |
|
Доминирование каждого ХС из нескольких ХС, чьи доли на рынке больше других (хотя и могут быть менее 35 %), признается при наличии в совокупности трех условий: 1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов); 2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц. |
Доминирующей в любом случае признается естественная монополия.
Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара
* Установление конкретной продукции, работ и услуг, которые могут быть квалифицированы как товар (товары), и получение количественной (в натуральном или стоимостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок
* Определение продуктовых и географических границ рынка товар(рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствующим субъектом, и получение количественной (соответственно в натуральном и стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах)
* Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (т.е. непосредственное установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара).
Злоупотребление ДП - это такие действия (бездействия) ХС, занимающего ДП результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В ст. 10 Закона о защите конкуренции 2006 г. установлен примерный перечень таких действий (бездействий):
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДП ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ! (п. 4 ст. 10 Закона).
4. Группа лиц и аффилированные лица
Группа лиц - это не объединение, не субъект права в смысле гражданского законодательства. Выделение группы лиц в конкурентном законодательстве обусловлено тем, что юридически самостоятельные субъекты экономического оборота могут быть друг от друга зависимы, соответственно способны оказывать влияние на деятельность друг друга.
Ст. 9 Нового закона перечисляет такие группы:
1 группа. Хозяйственное общество (товарищество) + физическое/юридическое лицо, которое является участником этого общества (товарищества) и имеет более 50% голосов (или не является участником, но имеет полномочие на использование более 50% голосов).