Анализ деятельности муниципального образования "Иркутский район"
Содержание
Введение
Раздел 1. Характеристика Иркутского района
1.1 Характеристика Иркутского района
1.2 Анализ Иркутского района
1.3 Миссия и цели Иркутского района
Раздел 2. Стратегический анализ иркутского района
2.1 Анализ внешней среды Иркутского района
2.2 SWOT-анализ социально-экономического развития Иркутского района
2.3 Анализ перспектив развития Иркутского района
Раздел 3. Разработка управленческих решений по эффективной организации местного самоуправления в Иркутском районе
3.1 Разработка организационной структуры и штатного расписания администрации Иркутского района
3.2 Предложения по оптимальному разграничению полномочий между поселениями и Иркутским районом
3.3 Предложения по оптимальному межмуниципальному сотрудничеству
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня оптимальное развитие территорий немыслимо без максимального использования всех ресурсов и возможностей, без создания инвестиционных программ и проектов, которые повлекут за собой развитие производства, создание нового бизнеса, увеличение рабочих мест; послужат достойным импульсом для развития всего района.
В современных условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.
Иркутский район обладает серьезным социально-экономическим потенциалом. В этой связи необходимо наиболее эффективно использовать имеющейся ресурсы для его эффективной реализации.
Эти факты обуславливают актуальность темы данной курсовой работы. В этой связи целью работы является комплексный анализ Иркутского района, и оценка его стратегического развития, в комплекте с анализом сильных слабых сторон и наиболее эффективного управления данной территорией.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Раздел 1. Характеристика Иркутского района
1.1 Характеристика Иркутского района
Иркутский район расположен в юго-восточной части Иркутской области. Общая протяженность с севера на юг, с запада на восток до 130 км. Общая площадь территории 1132,4 тыс. га. На западе территория прилегает к акватории оз. Байкал. Основной водной артерией является р. Ангара. Климат резко континентальный. Общая площадь территории, находящейся в ведении муниципального образования 1132,4 тыс. га. Население района - 59,8 тыс. чел, в том числе городское - 10,6 (17,7%), сельское - 49,2 (82,3%).
В состав территории Иркутского районного муниципального образования входят территории следующих муниципальных образований:
Голоустненское муниципальное образование;
Гороховское муниципальное образование;
Дзержинское муниципальное образование;
Карлукское муниципальное образование;
Максимовское муниципальное образование;
Мамонское муниципальное образование;
Молодежное муниципальное образование;
Никольское муниципальное образование;
Оекское муниципальное образование;
Ревякинское муниципальное образование;
Смоленское муниципальное образование;
Сосновоборское муниципальное образование;
Уриковское муниципальное образование;
Усть-Балейское муниципальное образование;
Усть-Кудинское муниципальное образование;
Ушаковское муниципальное образование;
Хомутовское муниципальное образование;
Ширяевское муниципальное образование;
Большереченское муниципальное образование;
Листвянское муниципальное образование;
Марковское муниципальное образование.
Иркутский район - один из старейших в области. История его возникновения связана с первым упоминанием Иркутской провинции в административных документах начала восемнадцатого века, когда по Указу Петра 1 Cибирская губерния была разделена на 5 провинций, одной из которых стала Иркутская.
Сегодня на территории района проживают 68615 человек - представители 60 национальностей.
В Иркутском районном муниципальном образовании 84 населённых пункта. Административно район подразделяется на 21 муниципальное образование. Общая площадь территории 1132,4 тыс. га.
В районе 19 сельхозпредприятий. Личных подсобных хозяйств - 15730. Крестьянских фермерских хозяйств - 160. Принята программа развития личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств на 2007-2010гг., которой предусмотрена инвестиционная поддержка из районного и областного бюджетов, а так же льготное кредитование. Запланировано строительство животноводческих помещений и жилья. Планируется увеличение поголовья КРС на 108%, свиней на 105%, овец и коз на 110%.
Муниципальная система образования района включает 82 учреждения общего и дополнительного образования, в том числе 51 общеобразовательную школу,28 дошкольных учреждений, 1 вечернюю школу, 3 учреждения дополнительного образования. В школах района обучаются 8908 чел. - 7334 учащихся и 1574 дошкольников. Все школы оборудованы компьютерными классами. Определены площадки под реконструкцию средней школы в селе Хомутово на 500 мест и строительство новой средней школы в посёлке Молодёжный на 750 мест. Утверждена муниципальная целевая Программа "Экологическое образование школьников на 2007 - 2010 гг." Действует положение о стипендии мэра района для одарённых детей.
Система здравоохранения весьма развита в Иркутском районе. Центральная районная больница и поликлиника оснащены всем необходимым оборудованием.
ЦРБ Иркутского района - это:
Более 5 тысяч больных за год, прошедших стационарное лечение.
Более 13 тысяч выездов бригад скорой помощи.
Более 380 тысяч амбулаторных посещений.
Более 35 тысяч электрокардиологических исследований.
Увеличилось в течение трех последних лет количество аптечных пунктов по розничной продаже медикаментов на ФАПах с 34 до 44. План 2010 г. - 50 пунктов. Заключен договор на разработку проектно-сметной документации на строительство нового здания Центральной районной больницы на территории Иркутского района.
Развитие спорта в Иркутском районе
Заключено соглашение с Союзом биатлонистов России о строительстве биатлонно-лыжного комплекса и о совместном сотрудничестве по развитию биатлона в Прибайкалье.
В районе 89 учреждений культуры: 45 учреждений клубного типа, 25 массовых библиотек, 6 детских музыкальных школ, 2 музея.
В учреждениях культуры 137 коллективов самодеятельного художественного творчества.
Развитие района на основе инновационного пути:
Развитие туристско-рекреационной зоны мирового уровня.
Увеличение строительства жилья до 100 тыс. кв. м. в год.
Создание предприятий по глубокой переработке древесины.
Создание предприятий по производству строительных материалов.
В агропромышленном комплексе реализация программы, направленной на развитие кормопроизводства, производства мяса, молока, овощей с последующей переработкой.
Реализация этих проектов позволит создать более 10 тысяч рабочих мест, увеличит доходную часть бюджета в 3 раза, повысит жизненный уровень населения.
1.2 Анализ Иркутского района
Современное состояние экономического и социального развития района определяется в значительной мере общими тенденциями, характерными как для Иркутской области, так и для России в целом.
В результате проводимых социально-экономических реформ в Российской Федерации большинство сельскохозяйственных предприятий оказались в ситуации, качественно отличающейся от той, что формировала их развитие в дореформенный период. В отличие от многих промышленных городов и районов, отраслевая специализация экономической базы позволила Иркутскому району относительно безболезненно пройти кризисный период.
Процесс приватизации базовых предприятий района, который для большинства российских МО проходил крайне болезненно, для Иркутского района не сопровождался масштабными спадами производства, массовой безработицей и другими явлениями, характерными для многих российских городов в этот период.
На данный момент проблемы перехода к рыночным условиям в районе уже в основном решены, и перед муниципалитетами стоит задача определить направления развития на перспективу. Новая модель развития должна позволить району найти свою нишу в рыночном экономическом пространстве региона.
В среднесрочной перспективе район будет оставаться туристическим и сельскохозяйственным узлом, с селитебными зонами, в котором все муниципальные инфраструктуры будут развиваться в направлении улучшения условий удовлетворения текущих потребностей жителей района.
Второй блок функций - рекреационно-оздоровительные и культурно-развлекательные услуги. Развитие этого блока позволит привлечь в район творческие индустрии (промышленный и иные виды дизайна, выставочное, музейное дело и др.).
Третий блок функций связан с расширением позиции на строительном рынке региона по направлениям развития ресурсной (предложение стройматериалов, выделение площадей под застройку) и собственной строительной базы.
Инфляционные процессы, сокращение доходов населения и девальвация национальной валюты уже отразились на розничной торговле. Снижение темпов роста потребления населением товаров и услуг происходило под влиянием снижения динамики реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы, а также продолжающегося сокращения объемов потребительского кредита.
Величина среднедушевого денежного дохода в районе за 2009 год возросла на 18,9% по сравнению с 2008 годом и составила 12 985,8 руб. По уровню среднедушевых доходов район находился на пятом месте среди муниципальных образований Иркутской области.
Уже в первом квартале 2010 года фонд оплаты труда в целом на предприятиях района снизился на 86,6 млн. руб. и составил 90,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума за последний год снизилась на 2% и составила в 2008 году 19% общей численности жителей.
Количество пенсионеров на 01.01.2010 г. -15 840 человек. Размер средней пенсии на 1 января 2010 года по району увеличился на 24,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составляет - 6 647 рублей, что на 32,9% выше прожиточного минимума для пенсионеров установленного за IV квартал 2008 года.
С середины 2008 года экономика района развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся финансово-экономический кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие территории.
Темпы роста экономических показателей в последнем квартале прошлого года существенно замедлились, однако в целом за год их положительная динамика сохранилась.
Основу экономического благополучия района во многом определяет уровень сельскохозяйственного производства.
Однако, не смотря на положительную динамику объема отгруженной продукции, произошло снижение выручки от реализации продукции, работ, услуг на 21%.
Отрицательная динамика данных показателей является следствием негативных тенденций, вызванных последствиями финансового кризиса, в том числе ухудшением условий кредитования, девальвации рубля, повышения стоимости импортной продукции.