Анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права

Таким образом, состав административного правонарушения в сфере валютного законодательства, как и любого другого, характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом рассматриваемых в настоящей работе правонарушений выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Субъектами валютного правонарушения являются резиденты и нерезиденты, в роли которых выступают соответствующие физические и юридические лица (а также их филиалы и представительства), нарушившие положения актов валютного законодательства.

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена в ст.25 Закона. Она гласит, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем ст.25 Закона носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства [16, c.39].

Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушения в сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальном размере оплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции. При этом пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (п.3 Примечания к ст.15.25 КоАП РФ). Данная норма не может толковаться в отрыве от статьи 4.5 КоАП РФ, в которой даны понятия "день совершения, день обнаружения административного правонарушения", указывающие на характер совершенного правонарушения (длящееся, не длящееся). При правонарушении, оконченном в день его совершения, сроки давности привлечения к административной ответственности начинают течь со дня совершения, независимо от дня его обнаружения; при длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения. Правонарушения, ответственность за которые установлена в различных частях статьи 15.25 КоАП РФ, могут быть как длящимися, так и не длящимися. Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что в пункте 3 примечания к статье 15.25 КоАП РФ содержится правило, в соответствии с которым выбор курса иностранной валюты к российскому рублю для целей исчисления штрафа зависит от того, длящимся или не длящимся является совершенное правонарушение. При длящемся правонарушении пересчет иностранной валюты исчисляется по курсу Центрального банка Российской Федерации на день обнаружения административного правонарушения, а при не длящемся - на день совершения правонарушения (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2006 года по делу N А28-4116/2006-107/27).

В соответствии с ч.1 ст.23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ, рассматриваются органами валютного контроля. От имени указанных органов рассматривать дела вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля. В статье 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено следующее в отношении органов и агентов валютного контроля:

·                   валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с указанным Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст.22 Закона);

·                   органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч.2 ст.22 Закона);

·                   агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы (ч.3 ст.22 Закона);

·                   контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России (ч.4 ст.22 Закона);

·                   контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля (ч.5 ст.22 Закона);

·                   Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России (ч.6 ст.22 Закона).

Согласно п.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Что касается процедуры привлечения к ответственности по ст.15.25 КоАП РФ, то ст.28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл.23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Таким образом, ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику данных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации [21, c.23]. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов. Кроме того, ответственность за нарушения валютного законодательства влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.


Глава 2. Особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства


КоАП РФ содержит семь составов административных правонарушений в сфере валютного законодательства, закрепленные в статье 15.25.

Проанализируем особенности и выявим проблемы привлечения к административной ответственности правонарушителей по каждому из них.

 

2.1 Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.15.25 КоАП РФ


Частью 1 ст.15.25 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты [17, c.255].

Понятие валютной операции дано в п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Валютные операции - это:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты