В соответствии с п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Банком России изданы Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Указанные документы предусматривают предоставление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса, являются резиденты и нерезиденты - должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.
2.7 Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.7 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 7 ст.15.25 Кодекса установлена ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.3 и 16.4 Кодекса.
В настоящее время ч.7 ст.15.25 Кодекса не применяется [17, c.272].
В статье 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлены случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ст.16.4 Кодекса.
В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ч.1 ст.16.2 Кодекса.
Заключение
Проанализировав правовую природу административной ответственности за нарушение валютного законодательства, целесообразно сделать следующие выводы:
1. Административная ответственность как социальное явление включает в себя и ретроспективную, и позитивную составляющие.
2. В КоАП РФ ответственности за нарушение валютного законодательства посвящена ст.15.25, объединяющая несколько составов.
3. Вопросы, связанные с определением природы юридической ответственности за совершение в научной литературе, вызывают многочисленные споры. Автор настоящей работы считает ее административной ответственностью по причине прямого закрепления норм в КоАП РФ.
4. Состав административного правонарушения в сфере валютного законодательства, как и любого другого, характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
5. Объектом рассматриваемых в настоящей работе правонарушений выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
6. Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
7. Субъектами валютного правонарушения являются резиденты и нерезиденты, в роли которых выступают соответствующие физические и юридические лица (а также их филиалы и представительства), нарушившие положения актов валютного законодательства.
8. Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
9. Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушения в сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальном размере оплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции.
10. Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику данных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации.
Список источников и литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. // Российская газета, N 256, 31.12.2001
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета, N 253, 17.12.2003.
4. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета, N 8, 19.01.2006
5. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Российская газета, N 126, 17.06.2004.
6. Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" // Вестник Банка России, N 29, 13.05.2004.
7. Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" // Вестник Банка России, N 36, 18.06.2004.
8. Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" // Вестник Банка России, N 35, 17.06.2004.
9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 1644/06 по делу N А06-3059у/3-23/05.
10. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2006 года по делу N А28-4116/2006-107/27.
11. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2005 по делу N А38-505-1/117-2005
12. Постановления ФАС СЗАО от 11.07.2005 по делу N А42-6828/04-25.
13. Афанасьев В.С., Сунцова Е.А. Некоторые проблемы теории правонарушений и юридической ответственности. // Право и политика, 2006, N 3
14. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. / Юстицинформ, 2006
15. Витрук Н.В. Развитие теории юридической ответственности в решениях Конституционного Суда РФ. / В сборнике: Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Материалы "круглого стола" (25 - 26 мая 1999 г.). Белгород, Белгородский юридической институт МВД РФ, 1999.
16. Емелин А.В. Правовые основы валютной системы России: понятия, методы и принципы // Деньги и кредит. 2004. №12.
17. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. (5-е изд., перераб. и доп.) (под общ. ред.Е.Н. Сидоренко) / Проспект, 2006.
18. Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности. Монография / Под ред. Хачатурова. Тольятти, 2003.
19. Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. // Правоведение. 1971. N 3
20. Сапожников Н. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях // Хозяйство и право. 2001. N 12.
21. Сатарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право, 2006, N 2
22. Хаменушко И. Проблемы ответственности за нарушение валютного законодательства в связи с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях // Хозяйство и право. 2003. N 9.