Анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Законом предусмотрены жесткие требования к валютным операциям, которые зависят от субъектного состава лиц, их совершающих. При этом очень важно отметить, что с 1 января 2007 года значительная часть запрещенных до этого момента операций были легализованы.

Статья 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает требования к осуществлению валютных операций резидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона со стороны последних не является. Вместе с тем при доказывании наличия вины резидента в нарушении положений ст.14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" необходимо установить, что субъект правонарушения знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом [14, c.301].

При выявлении достаточных данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в наличной валюте на территории Российской Федерации, должностным лицам уполномоченных органов следует возбуждать дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.15.25 Кодекса в случае, если указанные расчеты проведены по возмездным договорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях информация о таких расчетах подлежит передаче в Росфиннадзор.

В соответствии со ст.15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.

В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10 тысяч долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию, вывоз валюты квалифицируется по ч.1 ст.15.25 Кодекса как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации.

Интересными представляются выводы, содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 1644/06, вынесенному по следующему делу. Предприниматель Зукеев С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - управление) от 17.06.2005 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении. В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 460000 казахских тенге (эквивалентной 98712 рублям 32 копейкам) охлажденной рыбы, приобретенной по контракту от 14.12.2004 N 6 у производственного кооператива им. Амангельды (Казахстан) и ввезенной на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10311040/171204/0002528.

Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением ряда валютных операций, осуществляемых в соответствии с Законом.

Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица-резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тысяч долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.

Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом-резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.

Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.

Таким образом, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было решено, что совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2.2 Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.15.25 КоАП РФ


Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты вправе без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом с 1 января 2007 года об открытии или закрытии счетов, открытых во всех банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, резиденты обязаны в месячный срок со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) уведомлять налоговые органы по месту своего учета в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 15.25, может образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) в банке, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение требований о предварительной регистрации и о резервировании [14, c.303].

Субъектом административного правонарушения могут являться граждане и юридические лица, являющиеся резидентами РФ, а также должностные лица таких юридических лиц. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в данном случае по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).

Совершается рассматриваемое административное правонарушение умышленно.

 

2.3 Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ


Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной продажи части валютной выручки устанавливается Инструкцией Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И Банком России.

Объективную сторону состава административного правонарушения по ч.3 комментируемой статьи может образовать неосуществление обязательной продажи части валютной выручки, продажа ее в меньшем объеме или в меньшей сумме, чем это установлено в соответствии с законом, либо с превышением установленных сроков, продажа части валютной выручки ненадлежащему контрагенту, другие нарушения установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не распространяется на поступления юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые получают выручку в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных (созданных) в Особой экономической зоне (статья 18 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).

Субъектом административного правонарушения может являться лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами РФ.

Однако необходимо иметь в виду, что ст.21 Закона, закреплявшая требования по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации действовала до 1 января 2007 года, поэтому актуальна будет в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

 


2.4 Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.15.25 КоАП РФ


Частью 4 ст.15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.15.25 Кодекса, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Особенностью действующего ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является то, что срок, в течение которого резидент обязан получить от нерезидента причитающиеся денежные средства, определяется не нормативно, а условиями заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового контракта. Ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.95 N 1163 импортер-резидент под риском административной ответственности был обязан в течение 90 дней со дня оплаты обеспечить либо ввоз на территорию РФ оплаченных товаров, либо возврат нерезидентом уплаченных ему денежных средств [17, c.260].

Указ Президента РФ от 21.11.95 N 1163 до сих пор официально не отменен, поэтому в практике контрольных органов регулярно появляются попытки привлечения импортеров-резидентов к административной ответственности в случае нарушения указанного выше 90-дневного срока.

Однако складывающаяся в последнее время судебная практика в этом вопросе на стороне резидентов и не применяет положения Указа Президента РФ от 21.11.95 N 1163, как противоречащие нормам ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в качестве примера такой практики можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2005 по делу N А38-505-1/117-2005). Представляется, что подобная практика является полностью обоснованной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты