Аппарат государственно-административного управления
Введение
Глава 1. Проблемы совершенствования организационной формы Государственного управления
1.1 Государственный аппарат: понятия, структура
1.2 Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
Глава 2. Система внешнего контроля и надзора за аппаратом Государственного управления
2.1 Что такое административный контроль
Заключение
Список литературы
Введение
Оптимальный путь развития государственно-административного управления - это постоянные адаптационные реакции системы управления на преобразования, которые происходят в обществе. Приспособление управленческих структур к меняющимся условиям требует: проведения через определенные периоды реорганизации государственных учреждений с целью использования ими инновационных возможностей для выполнения своих базовых задач. Обыденными в научной литературе и административной политике стали слова «административная реформа». В этой связи необходимо уточнить методологические подходы к процессу административных реформ. Прежде всего, следует напомнить, что история нашей страны изобилует правительственными замыслами, планами административных реформ, а административные реорганизации со времен Петра I про водились каждым правителем как неотъемлемая часть внутренней государственной политики, как превентивные меры в борьбе с революцией, народными массами, недовольными правлением. И всякий раз реформы проводились методами «давления сверху», «большого скачка», волевой кампании «подстегивания», «шоковой терапии». А в результате неудачные, непоследовательные, радикальные, не просчитанные меры реформаторов приводили к прерыванию эволюционном' развития, разрыву традиций, социальным потрясениям, перенапряжению масс. Думается, нам в будущем следует остерегаться далеко идущих планов подобных «революций сверху», утопических проектов ус коренной модернизации. Методологически важный урок из истории нашей страны и вывод: административная реформа как коренное переустройство, проводимое волевым решением правителя - это миф Административная система не должна переживать «встряски», очередные кампании реформаторского зуда, она должна функционировав как изменяющаяся, адаптивная, открытая система. Ее сущностной характеристикой выступает управляемая эволюция. Состояние постоянных адаптационных изменений администрации - один из признаков ее здоровья. Изменения в системе административного управления - это перемены, происходящие внутри системы, а также в ее связях с общественной средой.
Изменения представляют собой кристаллизацию возможностей для новых действий: новые направления в политике, новые поведенческие стереотипы, новые структуры, новые методологии, новые услуги и новые идеи в обеспечении маркетинга, основанные на переосмыслении структурной концепции организаций. Архитектура изменений включает в себя обеспечение возможностей для новых и, как ожидается, более продуктивных действий. Таким образом, управление изменениями - это:
— новая стратегия реформ, инновационный технологический метод обеспечения политической стабильности общественного прогресса;
— политика разумного сочетания модернизации и конструктивного консерватизма;
— осознанное (осмысленное, целенаправленное) государственно-управляющее воздействие на процессе административных, политических, экономических, социальных отношений во властных структурах и обществе с целью адаптации к новым рыночным условиям, воспитания готовности людей к переменам, предупреждения и минимизации конфликтов переходного периода;
— система планируемых мер по внедрению правовых и политико-административных новаций в ткань государственного и муниципального управления с целью повышения эффективности функционирования институтов власти и обеспечения их гомеостазисной роли в обществе;
— тактика постепенных, поэтапных шагов на пути эволюционного развития, манера (стиль) действий по осуществлению конкретных вмешательств в управленческие и общественные процессы, предусматривающая приверженность общества национальным традициям, культурно-историческим ценностям и сознательное использование традиций (включая религию) в процессе изменений;
— политико-правовой механизм адаптации системы государственного управления в условиях нестабильного, конфликтующего, быстро изменяющегося общества, т. е. механизм антикризисного управления общественными отношениями.
- Управление изменениями в административной сфере как всякое управляющее воздействие должно основываться на закономерностях, выявленных наукой управления.
- Управляющее воздействие означает прежде всего сознательное начало, этап целеполагания, разработки концепции.
Глава 1. Проблемы совершенствования организационной формы Государственного управления.
1.1 Государственный аппарат: понятия, структура
На определенном этапе развития общества, когда сохранять его целостность и обеспечивать совместные действия полагаясь на добровольное подчинение общеобязательным нормам, стало невозможным, потребовалось создание специальных институтов для осуществления управленческих функций в обществе и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода «арбитра», координатора, регулировщика в одном лице, которое бы олицетворяло общую волю и определяло общее благо. Созданием в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируется государство, государственный аппарат.
Государственный аппарат - основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных ни реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.
Структура госаппарата - это совокупность государственных органон власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.
Госаппарат практически организует всю исполнительную работу, Проводит в жизнь выполнение принятых в обществе норм и правил, принимает меры и действия, обеспечивающие функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.
На деятельность госаппарата, в силу общественной природы его властной сущности, оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, исторического и иного характера. Причем происходящие в нем функционально-структурные изменения с неизбежностью диктуют необходимость его совершенствования, что требует преобразования органов государства в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этой проблеме таится опасность бюрократизации форм работы и отношений как внутри самого госаппарата, так и между различными органами государства, их системой и обществом.
Содержание деятельности госаппарата, всех его подразделений составляет управленческая, организационная деятельность, которая протекает в основном в правовых формах: правотворческой, право исполнительной и правоохранительной. Правовые формы госаппарата имеют властный характер и реализуются в общеобязательных Предписаниях, направленных к определенным адресатам. В организационно-управленческой деятельности госаппарат стремится к наибольшей эффективности своей работы и в этой связи находится в постоянном поиске и внедрении новейших управленческих технологий, Совершенных методов организации труда, ведет разработку рекомендаций по обмену и распространению опыта «аппаратной» работы.
Итак, госаппарат имеет следующие черты: обладает властными полномочиями, осуществляет от имени государства его задачи и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке, установленном законом.
1.2 Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
Аппарат государственно-административного управления реализуем, осуществляет и представляет исполнительную власть.
Исполнительная власть и ее органы в литературе и быту еще именуют административной. На нее возложено непосредственное управление государственными делами.
Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах.
1. В строго юридическом (узком) смысле как:
— право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинят:, своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий1;
— право и возможность должностного лица принимать решение которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица.
2.В политологическом смысле как:
— подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатываю общую управленческие решения под их влиянием;
— политологическую категорию, отражающую комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат исполнительной властью и компетенцию его органов и служащих, их деятельность.
Государственные органы исполнительной власти и управления им взаимодействии друг с другом и сотрудничая с институтами гражданского общества осуществляют целедостижение государственно-управляющего воздействия, исполнение законов.
Исполнительная власть проявляется через совокупность признаков:
а) организующего характера, которые отличают исполнительную власть как управляющее воздействие и практическую деятельность по организации исполнения законов, обеспечения исполнения актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные, объединяет энергию, усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных, и в экстремальных условиях;
б) управляющее воздействие универсального характера, проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где функционирует человеческое сообщество;
в) управляющее воздействие не только стимулирующего, мобилизационного, но и административно-принудительного(в рамках закона)характера, опирается на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, административно-штрафные и иные меры принуждения;
г) управляющее воздействие предметного характера, осуществляется на конкретных территориях с конкретным контингентом людей, вовлекает реальные ресурсы, использует инструменты материального стимулирования и мотивации (награждения, финансовую поддержку и пр.).
Названные признаки исполнительной власти детерминируют ее организационно-правовую форму. Термин «организационно-правовая форма» используется в административно-правовой науке и практике для изучения и обозначения организационных структур власти.
Особенностью организационной структуры исполнительной власти является иерархическое строение госадминистративного аппарата.