• На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов, актов Президент и Правительства России министерство самостоятельно осуществляем правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществлялся исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
• Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Функции и построение каждого министерства отличаются многообразием и закрепляются Положением о министерстве, которое утверждает Президент РФ. Положение - сводный нормативно-учредительный акт, утвержденный компетентным органом в установленном порядке, определяющий цели, задачи, функции, права, обязанности, Ответственность органа управления.
Положение о министерстве, руководство деятельностью которых, Осуществляет Президент Российской Федерации, утверждается Указом Президента, Положение о министерстве, находящемся в ведении Правительства Российской Федерации, утверждается Постановлением Правительства.
Положения требуют своевременной корректировки, ибо не всегда Данные правовые акты удается их составителям четко структурировать, обеспечить адекватность изменениям в концепции развития отмелей, сфер управления и связанных с этим дополнительно возложенных на органы управления тех или иных функций.
Кроме Положения о министерстве целесообразно иметь Регламент деятельности. Опыт прошлых лет показал, насколько полезно административное производство, включающее основные процедуры, распорядок работы структурных подразделений, коллегий, определение четкого времени для подписания документов, схемы распределения функций в отрасли, правила обращения организаций в аппарат Министерства, ведение законопроектной деятельности.
Министр - руководитель министерства и ведомств, относится государственной должности категории А (политической должности).Он получает мандат главы государства и Председателя Правительства, т. е. является членом команды политиков высшего уровня. Одновременно административное должностное лицо, издает приказы, распределяет Обязанности между своими заместителями, несет ответственность заботу аппарата министерства и в целом состояние дел в отрасли, каждом министерстве образуется коллегия - совещательный орган, ее составе министр (председатель), его заместители, руководящие Должностные лица, ответственные работники. Члены коллегии утверждаются Правительством, ее решения проводятся в жизнь приказами Министра. Единоначалие, субординация - основные принципы организационно-функционального построения министерства. В соответствии основными функциями и полномочиями министр:
• утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
•вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной служб:,] федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
• вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
• вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и конами к компетенции Правительства Российской Федерации;
• во исполнение поручений Президента Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации дает поручение федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует и исполнение;
• имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, ест иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом
• назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентства заместителей руководителей федеральных служб, федерального агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
• назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Федеральная служба:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфер деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной гранит.IРоссийской Федерации, борьбы с преступностью, общественной опасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б)в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российский
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства российской Федерации, нормативных правовых актов федерального Министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительстве Российской Федерации. Федеральное агентство:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имущественном и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правоте акты на основании и во исполнение Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности Федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
в) ведет реестры, регистры и кадастры.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за истечением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министерств, осуществляющих координации и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.
Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных (служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.
Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
В целом следует оценить Указ № 314 как важный шаг на пути административных реформ, имеющий позитивное общественное значение. Но при этом целесообразно указать на видимые (не решенный) методологические проблемы организации исполнительной власти:
1. Проблема ответственности за реализацию государственной политики в определенной сфере деятельности, которая оказалась размытой, ибо возможно перекладывание ответственности за правоприменительную деятельность (ее результаты) вверх и вниз по вертикали государственных структур: с министерства - на федеральную службу с нее - на федеральное агентство и наоборот.
2. Может усилиться конфликт интересов не только между ведомствами (это всегда было), но и внутри ведомства при решении конкретных вопросов, индивидуальных дел как конфликт полномочии
3. Неопределенность отношений между структурами может усугубиться неопределенностью отношений между должностными лицами субъективным фактором. Бывшие министры стали заместителями министров, директорами федеральных служб, агентств («те же лица, и же песни»). Известно, что зачастую чашу весов склоняет к себе сильная личность, а не сильная должность.
Новая административная реформа превратила министерства в супер-министерства (министерства-монстры), которые объединит под своим началом разнородные, на первый взгляд несовместимы сферы жизнедеятельности: транспорт и связь, здравоохранение и социальное развитие; экономика, торговля и таможенный контроль. Нуждаются в дополнительном прояснении вопросы о том, кто будет и пониматься столь деликатной проблемой, как регулирование межнациональных отношений; чем вызвано дополнительное расширение сферы влияния Минэкономразвития.
Особо хотелось бы подчеркнуть необходимость регуляции не Указом, а Законом статуса государственных административных органом их производств (административного процесса). Это весьма важно, по., госорганы издают нормативные (юридические) акты, обязательны, для исполнения населением, гражданами. Статус, название, и компетенция госоргана должны устанавливаться законом, и функции свои госорганы должны осуществлять постоянно, не прерывая административно-правовой процесс в ходе слишком частых реорганизаций, поиску государственные функции по их (органов управления) предметам ведения предусмотрены Конституцией РФ как постоянные задачи государства. В противном случае, как это, увы, еще имеет место и ... временной России, нарушается право народа на реализацию его конституционных прав в безусловном и непрерывном порядке, ибо возникает осмотрительный порядок организации и реорганизации госорганов и реализации Конституции страны, и этот порядок оказывается «заложником» политики, высшего руководства.
Конечно, установление новой трехуровневой структуры ФОИВ Ушном, а не законом, вероятно, оправдано тем, что оно носит экспериментальный характер, создает не окончательную правовую конструкцию, а практический задел для будущего закона. В любом случае Новая система и структура органов исполнительной власти - первый Крупный прорыв на пути административной реформы, но далеко не Последний. Главная цель административной реформы - в изменении Идеологии государственного аппарата. Он должен перейти в режим служения обществу, развернуться лицом к горожанам («лицом к городу» - не всегда это означает). Каковы будут система, структура и парадигма мышления государственной администрации - эти вопросы имеют судьбоносное значение для России и должны решаться не форме указа, который проходит значительно менее подробную и разностороннюю проверку, чем закон. Все технологические прорывы в сфере административной реформы дадут ожидаемый эффект только при нормальной политической конкуренции.