Банковская система \Украина\

С 1 января 1994 г. осуществился переход к такому механизму учета, согласно которому сальдо на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету  на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету Национального банка Украины, так и самих банков с точностью до карбованца. Это стало возможным при переходе на систему межбанковских электронных расчетов, при которой момент платежа и его квитовка осуществляется почти одновременно. То есть исчезает условия, согласно которым банки могли пользоваться расхождением в учетах себе на пользу, что квалифицировалось одним из существенных источников инфляции. Мы приближаемся к условиям работы цивилизованных банков, для которых состояние корсчета, общая сумма на нем - эта та и только та сумма, в пределах какой они могут работать.

С целью совершенствования функционирования новой системы межбанковских расчетов внедряются современные международные технологии и стандарты, которые должны привести к постепенному вхождению банковской системы Украины в мировую банковскую систему. Коммерческие банки Украины, например, получили возможность пользоваться одной из самых распространенных в мире системой электронных платежей SWIFT.

Реформа расчетно-платежной системы невозможна без внедрения в Украине цивилизованных платежных средств. В мировой практике основным представителем таких средств является вексель. Применение векселей в хозяйственном обороте Украины необходимо для усовершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его эффективности, так как они являются рычагами, способными воздействовать на укрепление и стабилизацию денежно-кредитной системы, платежной дисциплины, ускорение обращения оборотных средств и улучшение ликвидности коммерческих банков. Роль векселя в торгово-экономическом обороте имеет большое значение, поскольку он - наиболее гарантированное средство требования оплаты и перевода денег из одной местности в другую.

Вексель применяется в предусмотренных хозяйственными договорами случаях, а также как средство воздействия поставщика на нарушителя платежной дисциплины. Вексель позволяет в обусловленный с продавцом срок получать платежи и оформлять взаимные обязательства между предприятиями. Важным его преимуществом является возможность получения до наступления срока платежа акцепта плательщика  по месту его нахождения или, если это надежный клиент, и акцепта банка. Гарантия платежа по векселю может быть обеспечена полностью или частично в часть вексельной суммы через аваль, который также может предоставляться банком. Поскольку авалист отвечает также, как и тот, за кого он дал аваль, это является еще одной гарантией платежа.

Все перечисленные преимущества векселя указывают на необходимость быстрейшего внедрения в хозяйственный оборот и развертывания в банках операций с векселями, поскольку они имеют значительно лучшие инвестиционные качества в сравнении, например, с депозитными сертификатами (а тем более с депозитами) благодаря более высокой ликвидности и возможности использования в качестве средства платежа. В данных условиях наиболее привлекательными будут краткосрочные операции с векселями. Необходимость векселей возникает при временном избытке свободных финансовых средств.

Важным противоинфляционным средством может стать дисконтная политика государства, а именно совокупность мероприятий, при помощи которых Национальный банк регулирует учетный процент, а через него - вексельный курс, размер процентных ставок по выдаваемых коммерческими банками ссудах, а следовательно, размер ставок по депозитам. Дисконтная политика распространяется на наиболее важные факторы жизни государства: денежное обращение, внешнюю торговлю, предпринимательскую прибыль, уровень цен. Между тем, главным средством воздействия на эти факторы является изменение размера учетного процента по краткосрочным обязательствам.

Поскольку вексель можно одновременно использовать как средство платежа и накопления, применение векселей в условиях возрастания взаимных неплатежей (в том числе и межгосударственных) и инфляции становится особенно актуальным. Вексель может значительно ускорить систему межгосударственных расчетов. Это обусловленно значительным развитием векселей в странах СНГ, где они уже продемонстрировали хорошую приспособленность к отрицательным явлениям экономического положения.

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования использованию векселей, ускорения оборота вложенных в них средств, Национальным банком Украины был разработан ряд нормативных документов, регулирующих порядок проведения коммерческими банками операций с векселями, в том числе и их использования для оплаты экспортной пошлины по давальческому сырью, правила изготовления и использования вексельных бланков.















Валютный рынок Украины.

В сфере валютной политики Национальный банк ставит задачу иметь реальный курс украинского карбованца относительно свободно конвертируемых валют на уровне сбалансированности спроса и предложения. Для решения этой задачи и упорядочения ситуации на валютном рынке, для защиты национальной валюты параллельно с мерами по стабилизации внутреннего денежного обращения НБУ осуществляет сокращение обращения на территории Украины иностранной валюты в качестве средства платежа.

В наиболее обобщенном виде валютный рынок - это организационно оформленная система устойчивых взаимосвязей между уполномоченными структурами по купле-продаже иностранной валюты. Инфраструктура Украинского валютного рынка находится на стадии формирования и олицетворена коммерческими банками, получившими лицензию на проведение операций с иностранной валютой, и тендером Центра клиринговых межбанковских расчетов, который начал работу после временного прекращения деятельности Украинской межбанковской валютной биржи.

Положение на валютном рынке Украины характеризуется незначительными объемами продажи валют. В связи с тем, что согласно распоряжению Кабинета Министров Украины валютная выручка экспортеров, подлежащая обязательной продаже по курсу НБУ на межбанковском валютном рынке (в размере 50%), полностью выкупалась Проминвестбанком для расчетов за поставки нефти, газа и леса в Украину, лишь незначительная часть валютных поступлений продавалась через межбанковскую валютную биржу.

Функционирование на протяжении последнего полугодия двух курсов валют - фиксированного курса НБУ и биржевого- поставило в тяжелое положение предприятия-экспортеры, которые одновременно осуществляют импорт оборудования и вынуждены терпеть значительные убытки на разнице курсов, привело к путанице и спровоцировало некоторые злоупотребления при проведении бухгалтерского учета и валютных операций, особенно в торговле, где иностранная валюта используется как средство платежа.

Первоочередным условием развития и функционирования валютного рынка на нынешнем этапе является изменение существующего порядка обязательной продажи валютных поступлений. Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 9 февраля 1993 г. было предусмотрено внедрение  стопроцентной продажи экспортной валютной выручки. Это, по опыту стран - членов МВФ (таких, как Кипр, Чехия, Словакия, Греция, Ирландия, Южная Корея, Норвегия, Польша, Португалия), позволяет значительно увеличить объем предложения валюты на валютном рынке и создает более основательную базу для определения курса национальной денежной единицы и равные условия для всех предприятий, поскольку банки должны продавать валюту всем импортерам. Но получения указанного эффекта возможно при определенных условиях: существовании налаженного рыночного механизма функционирования экономики и развитости инфраструктуры валютного рынка. В реальных условиях функционирования экономики Украины, характеризующихся сокращения объемов производства на грани его коллапса, повседневным дефицитом сырья отечественного производства и, следовательно, повышения спроса на валюту для его импорта, малыми объемами отечественного экспорта, обусловленными неконкурентноспособностью продукции, внедрение стопроцентной продажи экспортной выручки предприятиями дает противоположный эффект. Как свидетельствует опыт, поступления на межбанковский валютный рынок уменьшаются вследствие сокрытия выручки предприятиями путем перевода ее на корсчета зарубежных партнеров, перехода на бартерные поставки и просто криминальными способами, а также вследствие прямого сворачивания экспорта, становящегося невыгодным. Поэтому более целесообразным в реальных условиях является обязательная продажа лишь части валютной выручки, что сохраняет заинтересованность предприятий в экспорте. При этом определенная часть от обязательной продажи должна гарантировано предназначаться для формирования Официального валютного резерва Украины. Это является необходимым условием первичного накопления средств Официального валютного резерва до минимального уровня, который позволит осуществлять поддержку курса национальной валюты и международной ликвидности по отношению к представленным Украине кредитам. После достижения минимального уровня средств валютного резерва возможными являются отказ от обязательной продажи и переход к свободной покупке валюты в зависимости от конъюнктуры внутреннего валютного рынка и наличие карбованцевой (гривневой) массы.

Программа развития валютного рынка Украины предусматривает: политику стимулирования экспорта; поощрения притока и сокращения оттока иностранной валюты за счет проведения политики на сокращения некритического импорта; достижения положительного сальдо платежного баланса; развитие биржевой торговли путем расширения круга продаваемых за украинские карбованцы валют; допущение форвардных и фьючерсных операций с целью обеспечения возможности хеджирования (страхования) курсовых рисков экспортеров и импортеров; облегчение доступа на украинский валютный рынок, прежде всего в качестве продавцов, нерезидентов.




Заключение.

В условиях построения рыночной экономики в сфере денежно-кредитной политики НБУ в пределах своих полномочий будет стараться принимать меры, направленные на создание основ долгосрочных перспектив роста реального производства, высокой занятости и стабильности цен.

Первоочередной проблемой, возникшей сейчас перед Национальным банком и всей банковской системы, является преодоление высоких темпов инфляции. Для достижения этой цели НБУ считает необходимым принятие комплекса мер.

Отрегулировать принципы эмиссионной политики в Украине, которые будут строится на следующих основах: Национальный банк должен быть единственным эмиссионным центром, эмиссионная деятельность Правительства (через бюджет) и коммерческих банков запрещается; постепенно сократить централизованные кредиты Национального банка для покрытия дефицита бюджета и внутреннего государственного долга (с этой целью Правительство должно осуществить выпуск и введение в обращение государственных ценных бумаг); запретить эмиссионную деятельность НБУ, связанную с регулированием взаимной задолженности предприятий. Коммерческие банки должны проводит зачеты задолженности между предприятиями в пределах одного банка, а также между клиентами различных банков на основе отдельных межбанковских соглашений.

Национальный банк будет осуществлять мероприятия по ограничению денежной массы в обращении только через сугубо рыночные рычаги, имеющиеся в его распоряжении, а именно - через официальную ставку рефинансирования и резервные требования.

С целью взятия под контроль влияния государственных расходов на инфляционные процессы Правительство должно создать четкую законодательную основу запрета проведения расходов государства вне пределах государственного бюджета с использованием кредитной эмиссии, избегая перекладывания финансовой и бюджетной несбалансированности на банковскую систему, что подрывает стабильность национальной валюты.

Продажа кредитных ресурсов коммерческим банкам должна осуществляться Национальным банком только через аукционы.

Межбанковская торговля кредитными ресурсами должна осуществляться через межбанковскую биржу.

Необходимо отказаться от существующей практики целевого распределения кредитов через НБУ в соответствии с постановлениями и решениями Верховного Совета Украины и Правительства.

Обеспечить кредитную поддержку производства, которая будет осуществляться путем предоставления кредитов коммерческим банкам на высокоэффективные программы и под конкретные обязательства предприятий по выпуску продукции, удешевления кредитов под приоритеты через компенсационные выплаты предприятиям из государственного бюджета.

Необходимо достичь положительной процентной ставки по кредитам путем повышения учетной ставки Национального банка с учетом темпов инфляции, что позволит на рыночных основах осуществлять регулирование кредитного рынка, устранить злоупотребление при предоставлении кредитов коммерческими банками, обеспечить реальную защиту вкладов населения и средств предприятий от обесценивания.

Проводить через коммерческие банки, занимающие по некоторым обстоятельствам монопольное положение на региональном кредитном рынке, политику защиты вкладов населения на уровне, близком к учетной ставке Национального банка.

Внести в перечень первоочередных задач с учетом необходимости проведения жесткой денежно-кредитной политики развитие альтернативных источников привлечение необходимых финансовых ресурсов в обращение путем развития рынка ценных бумаг предприятий, включая оформление обязательств предприятий векселями.

Обеспечить надежность платежной системы Украины через внедрение электронного обращения денег, сокращения сроков осуществления расчетных операций и усиления ответственности за их нарушение.

Проводить работу по совершенствованию системы межбанковских расчетов с иностранными государствами, особенно со странами СНГ, имея целью установление сроков проведения расчетов и ответственности за их соблюдение.

В сфере наличности внедрять политику упорядочения кассового обслуживания предприятий, стимулирования привлечения свободных средств населения на вклады в банках, развитие безналичных расчетов в потребительской сфере при помощи чеков, кредитных карточек и т.п.

14. Осуществлять        регулирование       деятельности коммерческих банков через систему нормативов, которые обеспечивали бы финансовую стабильность и устойчивую ликвидность, защиту интересов вкладчиков.   






Список литературы.


1.Ющенко В. "Банковская система Украины в рыночной экономике" //"Экономика Украины" № 3 1994 г.   

2. Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" 1992 г.

3. Кейнс Д. "Общая теория занятости, процента и денег"

4. Мочерный С."Основы экономической теории"

5. Макконел К., Брю С. "Экономикс"

6. Васильев А. "Процентная ставка как  основополагающий регулятор банковской деятельности"

"Урядовий кур'ер" 8 ноября 1994 г.

7. Закон Украины "О банках и банковской деятельности"        1992 г.

8. Самуэльсон П. "Экономика"

9.Макконнелл К., Брю С. "Экономикс"



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты