Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь

- Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре [23, С.60].

На основании п.14 Положения "О государственной регистрации субъектов хозяйствования", утвержденного Декретом №1 (Далее - Положения) для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Декрет №1 значительно упростил требования к учредительным документам субъектов хозяйствования. Отменена необходимость указания в учредительных документах о предполагаемых к осуществлению видах деятельности, а также внесения в них изменений при изменении местонахождения организации, создании (ликвидации) обособленных подразделений (представительств, филиалов). Смысл п. 19 Положения сводится к тому, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять любые виды деятельности без необходимости указывать в уставе (учредительном договоре) юридического лица либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя конкретный перечень таких видов деятельности [21, С.59].

Индивидуальный предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для осуществления предпринимательской деятельности наличие расчетного счета не всегда является обязательным. Например, если деятельность состоит в приобретении за наличные деньги товара на рынках России и продаже этих товаров за наличные деньги на рынках Беларуси, то такую деятельность возможно осуществить и без открытия расчетного счета.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь" индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета только в двух случаях. А именно, если:

1) ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог, превышает сумму 1000 базовых величин;

2) прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.

В случае невыполнения вышеуказанных условий расчетный счет индивидуальный предприниматель открывает по желанию.

Декрет № 1 также упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги.

Перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушения законодательных актов, при банкротстве) и регистрирующего органа (при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд).

Таким образом, кроме того, что для регистрации индивидуального предпринимателя требуется гораздо меньше различных бумаг, юридическое лицо и после регистрации продолжает нести определенные организационные расходы в большем размере, чем индивидуальный предприниматель. Так, индивидуальный предприниматель получает из регистрирующего органа только одно свидетельство, снимать копии с которого и заверять их у нотариуса (например, для открытия расчетного счета) значительно проще и дешевле, чем с устава вместе с учредительным договором юридического лица, помимо свидетельства. Кроме того, индивидуальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность без открытия расчетного счета, сами определяют формы и способы расчетов со своими контрагентами и не должны становиться на учет в органы государственной статистики и предоставлять отчеты.


1.3 Добровольное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей


В соответствии с п.12 Декрета № 1, деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, как для ликвидации коммерческих организаций.

Существует 3 способа ликвидации субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей:

1. Ликвидация на основании принятого решения без подачи заявления о банкротстве в хозяйственный суд, в случае наличия достаточного объема имущества для расчетов с кредиторами.

2. Ликвидация на основании решения регистрирующего органа по представлению налоговых органов и комитета госконтроля.

3. Ликвидация по решению суда (в том числе и в случае признания индивидуального предпринимателя - должника банкротом с обязательным участием в процедуре банкротства антикризисного управляющего).

При добровольном прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется:

заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

копию публикации в газете "Рэспублiка" о прекращении деятельности.

Индивидуальный предприниматель прекращает свою предпринимательскую деятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о прекращении его деятельности и исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для исключения индивидуального предпринимателя из ЕГР, в случае привлечения физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, необходимо сдать документы на хранение, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников, в Государственное учреждение "Минский городской архив".

Таким образом, добровольное прекращение предпринимательской деятельности возможно посредством подачи заявления в регистрирующий орган - местные исполнительные и распорядительные органы индивидуальным предпринимателем при условии, что исполнены все денежные обязательства перед кредиторами и бюджетом.


1.4 Принудительное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей


В соответствии с п.3 Положения о ликвидации, решение о принудительной ликвидации может быть принято:

1. Хозяйственным судом в случае:

осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

экономической несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

2. Регистрирующего органа в случае:

внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации индивидуального предпринимателя в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Право на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве индивидуального предпринимателя имеют должник - индивидуальный предприниматель, кредиторы по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам.

Кредиторам, желающим инициировать процедуру признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) следует учитывать установленные Указом № 508 основания подачи заявления, которые должны иметь место в совокупности:

наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности индивидуального предпринимателя, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

применение к индивидуальному предпринимателю принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у него имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае если должник является индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, в размере 2 500 базовых величин и более.

В соответствии со ст.23 Закона о банкротстве в случае инициации процедуры банкротства должником, в его заявлении должны быть указаны:

размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;

размер задолженности по обязательным платежам;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;

сведения об обязательствах должника - индивидуального предпринимателя, не связанных с предпринимательской деятельностью.

К заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя. Утверждение хозяйственным судом плана погашения долгов индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более трех месяцев.

На основании статьи 7 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

В соответствии со ст.8 Закона должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд при наличии следующих условий:

когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты