Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь

Раздел XI Закона предусматривает особый порядок ведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении ликвидируемого должника - юридического лица и отсутствующего должника. Данный порядок является упрощенным.

В частности, упрощенный порядок банкротства ликвидируемого должника - юридического лица заключается в том, что, в силу ч.6, 7 ст.248 Закона, защитный период в производстве по делу о банкротстве ликвидируемого юридического лица не применяется, а санация и мировое соглашение могут применяться лишь после отмены решения о ликвидации этого юридического лица в соответствии с гражданским законодательством органом или лицами, принявшими это решение.

Особенности рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей предусмотрены статьями 235 - 247 Закона.

Согласно части второй статьи 12 Закона при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя не применяется защитный период.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со статьей 235 Закона к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются только положения разделов I - VIII Закона, если иное не предусмотрено разделом X Закона, а также принимая во внимание, что раздел XI определяет конкретную сферу своего распространения на должников - юридических лиц, полагаем, что нормы стст.247 - 249 Закона не применяются к индивидуальному предпринимателю, ликвидируемому в порядке, предусмотренном Положением о ликвидации.

В соответствии с Указом № 508 и ч.1 ст.15 Закона индивидуальные предприниматели обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Для проведения досудебного оздоровления индивидуальные предприниматели осуществляют меры по улучшению финансового состояния, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством они могут:

1. Взыскивать дебиторскую задолженность.

2. Принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников.

3. Привлекать инвестиции, в том числе иностранные.

4. Содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий.

5. Принимать меры по:

погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;

предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

реорганизации юридически лиц.

6. Принимать иные меры, не противоречащие законодательству.

На период принятия мер по досудебному оздоровлению юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника.

Таким образом, ввиду прямого указания закона на отсутствие в процедуре признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным стадии защитного периода, порядок ведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя также можно определить как упрощенный. Однако это не исключает необходимости применения к нему досудебного оздоровления.

Законодательство Республики Беларусь обязывает субъектов хозяйствования - индивидуальных предпринимателей принимать своевременные меры по предупреждению экономической несостоятельности: разрабатывать и осуществлять меры по досудебному оздоровлению или принимать решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления. Помимо установления такой обязанности, Указ №598, кроме того, предусматривает административную ответственность индивидуальных предпринимателей за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не соответствующее действительности обоснование отказа в принятии таких мер, а также за принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству).


2.3 Конкурсное производство


Согласно ст.237 Закона к заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя.

Это, пожалуй, одна из наиболее важных особенностей с точки зрения процессуальных последствий, поскольку при отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя. Утверждение хозяйственным судом плана погашения долгов индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя на срок не более трех месяцев.

Фактически в ст.237 Закона установлена возможность применения судом на основании волеизъявления должника и его кредиторов самостоятельной процедуры в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, которая не применяется при банкротстве иных категорий должников.

В плане погашения долгов индивидуального предпринимателя должны быть указаны:

1) срок его выполнения;

2) размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

Хозяйственный суд вправе по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, изменить план погашения его долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок выполнения плана, а также размеры прожиточных средств.

Если в результате выполнения индивидуальным предпринимателем плана погашения его долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве предпринимателя подлежит прекращению в соответствии со ст.47 Закона о банкротстве [18].

Основания для возбуждения конкурсного производства определены в ст.41 Закона, однако по делу о признании банкротом индивидуального предпринимателя ч.5 ст.239 Закона о банкротстве устанавливает дополнительные основания для возбуждения конкурсного производства, а именно:

если индивидуальный предприниматель в месячный срок не представил доказательств об удовлетворении требований кредиторов;

в указанный срок не заключено мировое соглашение.

В соответствии со статьей 155 Закона на любой стадии производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается в соответствии со статьями 53, 55, 155 Закона собранием кредиторов большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов. От имени должника мировое соглашение подписывается управляющим, а от имени конкурсных кредиторов - лицом, уполномоченным собранием кредиторов.

Хозяйственный суд одновременно с принятием заявления обязан произвести арест имущества должника - индивидуального предпринимателя и это, по сути, является одной из мер по обеспечению требований кредиторов.

По ходатайству индивидуального предпринимателя имущество (часть имущества) может быть освобождено из-под ареста в случае дачи третьими лицами поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств индивидуального предпринимателя.

В соответствии с положениями Закона со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершения ликвидационного производства или вынесения хозяйственным судом определения о завершении производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В силу ч.5 ст.91 Закона приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам не распространяется на требования, предусмотренные, в частности, ч.1 ст.144 Закона, в положениях которой перечислены категории платежей, подлежащих выплате во внеочередном порядке.

Ч.1 ст.144 Закона предусматривает, что вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства. Вместе с тем, ч.1 п.п.1.31 п.1 Указа №508 установлено, что в процессе конкурсного производства, наряду с платежами, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), вне очереди производятся возникшие после открытия конкурсного производства платежи, в частности, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Таким образом, в рассматриваемом случае, требования кредиторов по платежам по выплате выходного пособия, возникшим после вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства в отношении должника и до принятия хозяйственным судом решения о признании такого должника банкротом и открытии в отношении него ликвидационного производства, подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.

Ч.4 ст.239 Закона предоставляет хозяйственному суду право приостановить производство по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя при наличии сведений об открытии наследства в пользу индивидуального предпринимателя. При этом время приостановления определяется сроком решения вопроса о судьбе наследства в порядке, установленном законодательством, то есть ГК и ГПК.


2.4 Ликвидационное производство


Если суд признает должника банкротом, открывается ликвидационное производство. Эта процедура имеет целью продажу имущества должника для максимального и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, признание долгов должника погашенными.

Хозяйственный суд информирует государственные органы, в том числе регистрирующие, местные исполнительные и распорядительные органы, органы по трудоустройству по месту нахождения организации, признанной банкротом, о начале ликвидационного производства.

Для удовлетворения требований кредиторов законодательством о банкротстве предусмотрено наличие 5 очередей (помимо внеочередных платежей) в процессе ликвидации должника.

Внеочередные платежи: вознаграждение антикризисному управляющему, заработная плата сотрудников в процедуре банкротства или ликвидации и другие платежи возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

1 очередь: Задолженность перед физическими лицами за причиненный вред их жизни или здоровью путем капитализации повременных платежей.

2 очередь: Задолженность по оплате труда лиц работающих в предприятиях по трудовому договору (контракту), а также по выплате выходных пособий.

3 очередь: Задолженность по обязательным платежам - налоги сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня, в том числе экономические (финансовые санкции), применяемые к предприятию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты