Демократия: недостатки и пороки
Демократия: недостатки и пороки
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Демократия
1.2 Участие в демократическом осуществлении власти
1.3 Основные принципы демократии
ГЛАВА II. НЕДОСТАТКИ И ПОРОКИ ДЕМОКРАТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее жизнеспособность и эффективность. Важнейшим из этих механизмов является правовой характер демократического государства.
Безусловно, демократия на сегодняшний день является самым распространенным государственным режимом во всем мире. Однако, наряду с очевидными достоинствами демократического режима, демократия всё же обладает своими недостатками и пороками.
И, как было сказано выше, раз уж демократия преобладает в большинстве стран мира, то и актуальность выбранной автором темы курсовой работы налицо. Во-первых, недостатки демократии не нужно пытаться скрывать, о них нужно говорить. Во-вторых, любой недостаток можно устранить путем консолидации определенных усилий (в нашем случае путем консолидации усилий общества и государства).
Проблемы демократии на сегодняшний день, являются одной из острейших проблем, как в науке теории государства и права, так и в политологии, социологии, юриспруденции и т. п.
Предметом исследования в настоящей работе будет являться демократия, как способ управления обществом и государством, а также недостатки и пороки данного способа управления.
Целью курсовой работы является изучение демократического режима и его недостатков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие, сущность демократии;
2) раскрыть основные принципы осуществления демократии;
3) рассмотреть основные характеристики демократического режима;
4) выявить недостатки и пороки демократии.
Для раскрытия темы выбранной курсовой работы автор считает необходимым посвятить первую главу определению демократии, принципов осуществления демократии. В противном случае невозможно будет говорить о достоинствах или недостатках предмета не поняв его сути.
Эта тема на протяжении многих десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками в области права – Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С., Липень С.В., Лаврененко В.Н., Марченко М.Н. и т.д. Однако же степень изученности данной темы относительно невелика, что объясняется тем, что российской демократии нет ещё и двух десятков лет.
Основным приемом исследования автор выбирает системный анализ имеющейся информации по выбранной теме курсовой работы. В работе представлены личное видение автором некоторых вопросов, отличное от общепринятой научной концепции.
При написании данной курсовой работы использовались учебники по теории государства и права, научные статьи из периодических изданий, нормативно-правовые акты с соответствующим содержанием.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Демократия
Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти[1].
Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции – с другой.
По мнению автора одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук. Оно таково: «...демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе». Именно эта формула, быть может, точнее всего определяет дух демократии, который не сводится (ни исторически, ни теоретически) ни к организации референдумов, ни к парламентаризму, ни к системе выборов.
Там, где есть истинная демократия, народ во всей полноте ощущает свою вовлеченность в решение важнейших политических и социальных задач, там он видит, что на вершине власти проблемы ставятся точно так же, как и во всех слоях общества, там он полностью испытывает на себе все благородное бремя политической ответственности, и любой выбор для него сопряжен с душевным и физическим риском (что наделяет подлинно демократическое общество живым, активным и полноценным существованием)[2].
В настоящее время термин демократия используется в нескольких значениях:
1) форма правления, при котором политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.
2) форма правления, при котором граждане осуществляют свое право принятия решения не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.
3) форма правления, при котором власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.
4) форма правления, при котором любая политическая или социальная система независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.
Древнегреческий мыслитель Платон (427—347 гг. до н.э.) в своих трудах оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства. Проблемам государства посвящены его трактаты «Государство», «Законы», диалог «Политик». Платон выделяет четыре формы государства: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Демократия – власть большинства – усиливает и закрепляет раскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков – бывших богачей приводит к восстаниям и делению власти между победившим большинством.
Из всех четырех форм государства Платон считал наиболее приемлемой демократию, хотя далеко не идеальной.
Принципиально отличными были взгляды на политику у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), человека, донесшего до нас в своих сочинениях все интеллектуальное и нравственное богатство своего времени[3].
Он выделял правильные и неправильные режимы. Среди правильных, т.е. отвечающих интересам общества, он рассматривал монархию (власть одного), аристократию и политию. К неправильным он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля, возникновение неправильных форм связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития – в демократию.
Формы: |
Правители |
||
Один |
Несколько |
Множество |
|
Правильные |
Монархия |
Аристократия |
Полития |
Неправильные (или коррумпированные). |
Тирания |
Олигархия |
Демократия |
Основными характеристиками демократического режима являются следующие[4]:
1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
предполагается существование правового государства и гражданского общества;
3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
4) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
5) доминируют методы убеждения, компромисса;
6) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
7) гласность – средства массовой информации свободны от цензуры;
8) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений);
9) многообразие форм собственности;
10) свобода экономической и предпринимательской деятельности;
11) верховенство права, независимость правосудия (суда);
12) идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
13) принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Различают демократическую теорию и демократические институты. Начиная с античности, демократия претерпела существенные изменения. В средние века возрос интерес к вопросам, касающимся разработки принципов наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, то есть единоличное правление, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства, взамен феодальных хартий и вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в XVII в. в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты «Петиция о правах» (1628 г.), «Хабеас корпус акт» (1679 г.), «Билль о правах» (1689 г.), в которых были зафиксированы писаные юридические правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно очерченные пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в «Декларации независимости» и Конституции США, в «Декларации прав человека и гражданина» Великой французской революции конца XVIII в.