•
способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на
товарном рынке, не
допускать дефицита товаров;
• характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;
• хронический недостаток денежных средств у субъектов
•
рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования
оборотных средств.
Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).
Товарно-денежные обращения требуют определенного количества денег необходимых для выполнения ими функции средства обращения. Количество денег зависит от следующих факторов:
• количество проданных на рынке товаров;
• уровень товарных цен;
• наличие кредита, взаимопогашающихся и безналичных платежей;
• скорость обращения денег.
На основании закономерностей товарного обращения К. Марксом был сформулирован закон денежного обращения:
где, М - количество денег, необходимых для обращения;
PQ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;
К - сумма цен товаров, проданных в кредит
а - наступившие платежи;
b - взаимопогашающиеся обязательства;
V - скорость оборота одноименной денежной единицы.
Таким образом, количество денег необходимых для обращения, изменяется прямо пропорционально сумме цен реализуемых товаров, проданных в кредит, а также размеру наступивших платежей, не включая взаимопогашаемые обязательства, и обратно пропорционально скорости обращения денег.
Отклонение от общего закона денежного обращения обусловлено функционированием не пол неценных денег, а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, определяемых законом денежного обращения, неизбежно влечет за собой повышение общего уровня товарных цен.
Следует отметить, что не цены товаров определяются количеством денег в обращении, а наоборот количество денег в обращении зависит от цен товаров. Цены товаров, являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же поступает количество денег необходимое для реализации данной суммы товарных цен. Цены товаров в среднем определяются стоимостью товаров и стоимостью самих денег. Отсюда следует, что количество денег в обращении находится в обратной зависимости от стоимости денег.
Рассмотренный закон денежного обращения относится к любому виду денег. Вместе с тем существуют особые законы обращения металлических, бумажных и кредитных денег.
Особенность металлического обращения заключается в том, что количество денег в обращении всегда поддерживается на необходимом уровне, то есть в обращения не может быть ни излишка, ни недостатка денег. В условиях бумажно-денежного обращения, как правило, выпускается денег больше, чем требуется золота для обращения. Избыточный выпуск бумажных денег влечет за собой их обесценивание.
1.2 Организация налично-денежного оборота
Налично-денежный оборот, представляющий собой совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:
•
Расчеты
населения с предприятиями розничной торговли и
общественного питания;
•
Оплата труда предприятиями и организациями, выплата других
денежных
доходов;
• Внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;
•
Выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по
договорам страхования;
• Выдача кредитными организациями потребительского кредита;
• Оплата ценных бумаг и выплата по ним доходов;
•
Платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при
подписке
на периодическую печать;
• Уплата населением налогов в бюджет и др.
Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей предпринимательской деятельностью. С гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, расчеты разрешено, осуществлять как наличными деньгам в без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 100 тысяч тенге, а с предприятиями потребительской кооперации - если не выше 150 тысяч тенге. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утвержденное Банком Казахстана Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Республики Казахстан», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка Казахстана, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Республики Казахстана (в дальнейшем учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Республики Казахстан.
В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее
предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений в банках или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка Казахстана на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок в сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по предварительному с ним согласованию исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых в других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Казахстана.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждения банка, осуществляющие его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы в оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатков наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих Учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы устанавливается исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Этот лимит может пересматриваться в течение года в
установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т. д.), а также в соответствии с договором, заключенным с учреждениями банков.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более трех рабочих дней. Предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Казахстана и принятыми в их исполнении нормативными актами Банка Казахстана.
Важное значение имеет согласование с предприятиями сроков выдачи из кассы банка денежных средств на заработную плату, выплаты социального характера н стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банка ежегодно (на основании сведений предприятий о размерах и сроках предстоящих платежей) составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням).
Территориальные учреждения Банка Казахстана на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют такой же календарь выдач наличных денег, но уже в республике, краю, области (по месяцам) и в срок высылают его в Банк Казахстана для свода в целом по Республике Казахстан.