Дежурные части территориальных ОВД в системе органов внутренних дел

передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.


2. Основные функции дежурных частей. Понятие, содержание и правовая регламентация функций дежурной части ОВД, как органа управления


Общеизвестно, что функционирование социальных организаций в своей основе имеет достижение заранее определенных целей. Изучение деятельности современных дежурных частей ГРОВД показывает, что стоящие перед ними цели в самом общем виде включают в себя требования обеспечения постоянного круглосуточного отслеживания оперативной обстановки на обслуживаемой территории, безотлагательного реагирования на ее негативные изменения, непрерывного оперативного управления силами и средствами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности и организации своевременного разбирательства с доставленными в ОВД правонарушителями.

Вместе с тем промежуточные результаты, как некоторый этап достижения поставленных целей, обозначают конкретизированную, детализированную цель и могут рассматриваться как задачи. Поскольку каждая из задач дежурной части горрайоргана внутренних дел имеет свою специфику, то и характер процесса их реализации оказывается неоднородным. Иными словами, каждой из задач соответствуют те или иные виды деятельности, которые направлены на разрешение последних и в свою очередь обозначаются понятием «функция».

Решение же любой задачи неразрывно связано с реализацией каких-либо действий. Поскольку в русском языке задача - это то, что требует исполнения, разрешения¹, поэтому решение задачи может быть достигнуто лишь при условии выполнения определенной деятельности субъектом, перед которым она поставлена.

Понятие функции органа управления более многозначно и трактуется по-разному. Наиболее обоснованной мне представляется точка зрения, в соответствии с которой под функциями органа управления понимаются взятые из общественного арсенала виды деятельности, которые необходимы для выполнения его социального назначения².

Очевидно, что задачи органа управления имеют определяющий характер в отношении его функций, и что функция - есть практическая реализация задачи.

Известно, что, определяя компетенцию органов управления путем издания правовых норм, государство устанавливает границы действия органа управления в любой сфере его деятельности. Поэтому компетенция дежурной части ГРОВД представляет собой не что иное, как совокупность прав и обязанностей дежурной смены.

Стало быть, функции дежурных частей горрайорганов внутренних дел целесообразнее всего рассмотреть через призму функциональных обязанностей дежурного суточного наряда.

С учетом сказанного деятельность дежурной части горрайоргана, как органа оперативного управления силами и средствами может быть представлена следующими функциями:

Оперативная информационно-аналитическая.

Эта функция деятельности дежурной части заключается в обязанности дежурной смены полностью владеть оперативной обстановкой на обслуживаемой органом внутренних дел территории. Для реализации этой функции дежурная смена обязана непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об оперативной обстановке, ее изменении, докладывать о них начальнику ГРОВД с предложениями о мерах реагирования. В этих целях дежурной смене следует постоянно поддерживать связь со служебными нарядами милиции, несущими службу на обслуживаемой территории, с дежурными частями структурных подразделений ГРОВД, доводить до них обстановку и решения начальника органа о мерах реагирования, обмениваться информацией с дежурными частями соседних ОВД, с аварийно-спасательными и диспетчерскими службами транспортных и других организаций, учреждений и предприятий.

Реализация нарядом дежурной части ГРОВД оперативной информационно-аналитической функции имеет конечной целью информационное обеспечение процесса управления, в том числе и оперативного. В связи с чем качество информации в конкретной ситуации должно характеризоваться ее достоверностью, полнотой, краткостью и своевременностью получения субъектами управления.

Оперативно-организационная.

Реализация этой функции нарядом дежурной части горрайоргана связана с организацией таких важных направлений деятельности как:

-                     организация безотлагательного реагирования на сообщения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях;

-                     организация пресечения и раскрытия преступлений «по горячим следам»;

-                     организация непрерывного управления силами и средствами, задействованными на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, немедленное принятие мер по реагированию на нарушения общественного порядка.

По существу, оперативно-организационная функция является совокупностью организационных направлений деятельности. К тому же сами эти направления деятельности можно разбить на несколько компонентов.

Так, например, последнее из указанных направлений деятельности обеспечивается:

-                     комплексным использованием сил патрульно-постовой службы милиции, ДПС ГИБДД, ОВО и иных служб и подразделений, а также сил общественных формирований;

-                     четко продуманной их расстановкой и маневрированием в соответствии с оперативной обстановкой;

-                     совершенной системой управления всеми видами служебных нарядов, задействованных в обеспечении ОПиБ;

-                     безотлагательным направлением на место совершения правонарушения нарядов милиции, группы немедленного реагирования1, следственно-оперативной группы², участкового уполномоченного милиции.

Оперативно-контрольная.

Поскольку дежурная часть ГРОВД является органом оперативного управления, то и функция контроля, осуществляемого дежурной сменой, носит оперативный характер.

Оперативно-контрольная функция дежурных частей горрайорганов внутренних дел, как мне представляется, может быть определена как совокупность непрерывного оперативного контроля за:

-                     разрешением заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях личным составом ГРОВД;

-                     нарядами милиции, несущими службу по плану комплексного использования сил и средств горрайоргана;

-                     работой СОГ, ГНР и других сил, участвующих в раскрытии преступлений «по горячим следам»;

-                     деятельностью подчиненных дежурных частей, подразделений и учреждений ОВД;

-                     охраной здания ОВД и ИВС;

-                     ходом выполнения исполнителями решений руководителей ГРОВД по проведению специальных операций;

-                     выполнением оперативно-начальствующим и командным составом горрайоргана графика проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Обязанности дежурной смены по осуществлению перечисленных функций оперативного контроля закреплены рядом нормативных актов Министерства внутренних дел России.

Оперативно-обеспечивающая.

Успех выполнения управленческих решений, вырабатываемых и доводимых до исполнителей дежурной сменой, невозможен без обеспечения условий их выполнения. Следовательно, процесс оперативного управления дежурной сменой, силами и средствами горрайоргана неразрывно связан с осуществлением обеспечивающей функции. При этом положительный эффект организационных направлений деятельности, осуществляемых дежурной частью ГРОВД, может быть достигнут лишь при условии оперативного осуществления обеспечивающей функции. Последняя, по моему мнению, представляет собой совокупность направлений деятельности по обеспечению:

• несения службы нарядами милиции по обеспечению ОпиБ, в соответствии с принятым решением на текущие сутки;

• бесперебойной связи с СОГ, ГНР, нарядами милиции, несущими службу по плану комплексного использования сил и средств;

• взаимодействия сил и средств, привлеченных на обеспечение ОПиБ по плану комплексного использования сил и средств;

• инструктажа, вооружения и оснащения спецсредствами членов СОГ, ГНР, нарядов милиции служб и подразделений соответствующего горрайоргана;

• незамедлительного выезда СОГ и ГНР к месту происшествия;

• охраны места происшествия силами нарядов ППС и других служб подразделений ОВД до прибытия СОГ;

• высокой оперативной готовности сил и средств горрайоргана внутренних дел к действиям при осложнении оперативной обстановки;

• передачи служебной информации подразделениям ГРОВД;

• оповещения личного состава горрайоргана и руководителей органов власти и управления;

• содержания и конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что оперативные информационно-аналитическая, организационная, контрольная и обеспечивающая функции, с каждой из которых в отдельности, их полной совокупностью или иными сочетаниями связаны управленческие действия дежурной части горрайоргана, в сумме составляют функцию оперативного управления. Центральное место здесь, безусловно, принадлежит организационной функции. Её реализация в большинстве случаев основывается на результатах информационно-аналитической деятельности и, как правило, связана с осуществлением ряда направлений контрольной и обеспечивающей функций. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что оперативное управление служебными нарядами милиции и другими силами, привлекаемыми к обеспечению общественного порядка и безопасности, осуществляется дежурными частями ГРОВД непрерывно.

В ряду функций, осуществляемых дежурной сменой путем непосредственного исполнения, разбирательство с задержанными и доставленными, по моему мнению, является наиболее важной. Прежде всего это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации 1993 года внесла коренные изменения в систему приоритетов милицейской деятельности, исходя из необходимости признания и безусловного принятия правовым государством в качестве высшей ценности - человека, его прав и свобод¹. Осуществляя же разбирательство с доставленными в дежурную часть гражданами, дежурная смена самым непосредственным образом участвует в реализации этого положения. Во-первых, суточный наряд, по существу, выступает здесь гарантом обоснованности доставления лица в ОВД. Так, оперативный дежурный по горрайоргану в соответствии со своими полномочиями по разбирательству с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, в случае необоснованного доставления разъясняет лицу, допустившему необоснованное доставление неправомерность его действий и предлагает ему принести извинения доставленному, после чего немедленно освобождает последнего. Факт необоснованного доставления дежурной сменой фиксируется в книге учета лиц, доставленных в горрайорган, а затем письменно докладывается начальнику ГРОВД для принятия мер2. Во-вторых, оперативные дежурные по горрайорганам относятся к категории должностных лиц, которые имеют право производить административное задержание, личный досмотр задержанного, досмотр его вещей и изъятие у него вещей и документов, а это бесспорно, связано с ограничением прав и свобод граждан³.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты