Дежурные части территориальных ОВД в системе органов внутренних дел

Вместе с тем на дежурные смены возложена обязанность по водворению (освобождению) в ИВС арестованных и заключенных под стражу лиц. Результатом этого является то, что в большинстве ГРОВД страны дежурной смене приходится разбираться с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений.

Кроме того, для разбирательства в дежурную часть доставляются лица совершившие правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в административном порядке, в случае невозможности установления на месте их личности, нахождения лица в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (при отсутствии на территории обслуживания медицинского вытрезвителя).

В целом же разбирательство с лицами, доставленными в дежурную часть ГРОВД, занимает значительный объем в работе суточных нарядов.

Как уже отмечалось, дежурная смена, выступая в роли органа оперативного управления, осуществляет контроль за охраной здания ОВД и ИВС, служебными нарядами. Вместе с тем опыт функционирования дежурных частей ГРОВД свидетельствует о том, что охраной административного здания ОВД и ИВС дежурная смена одновременно занимается и как непосредственный исполнитель. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, не допуская в административное здание горрайоргана посторонних лиц, дежурная смена тем самым участвует в охране здания ОВД. Во-вторых, действующими нормативными актами МВД России сотрудникам дежурных частей отводится первостепенная роль в обеспечении готовности ОВД к отражению нападения на административное здание и ИВС. Это предопределяет роль дежурной части ГРОВД как важнейшего центра оперативного управления силами и средствами при введении в действие данного оперативного плана. Вместе с тем основной замысел плана обороны и охраны здания горрайоргана должен состоять в недопущении проникновения в помещения ОВД и ИВС посторонних лиц с намерением дезорганизовать работу личного состава, с целью совершения террористического акта, захвата оружия и документов, заложников, освобождения задержанных и арестованных. Поэтому, очевидно, что осуществление дежурной сменой пропускного режима в здание ОВД является, с одной стороны, составной частью его охраны, а с другой - превентивной мерой нападения. Дежурная смена должна хорошо знать план охраны и обороны здания, расположение помещений, так как в случае вооруженного нападения в соответствии с указанным планом дежурный по ГРОВД должен: организовать силами суточного наряда, СОГ и ГHP отражение посягательства и задержание преступников; вызвать помощь вышестоящего и соседних ОВД; доложить об обстановке, принятых мерах и их результатах руководителю органа и действовать по его распоряжению.

Обычно нападения на здание ОВД и ИВС характеризуются внезапностью и скоротечностью событий, нередко совершаются в вечернее и ночное время. Поэтому бремя отражения нападения, на первоначальном его этапе, ложится на дежурную часть в лице суточного наряда. В этом случае дежурная часть горрайоргана, отражая нападение, выполняет обязанности по охране здания ОВД и ИВС в качестве непосредственного исполнителя¹.

Кроме того, одной из функций дежурной смены, как непосредственного исполнителя, является обеспечение сохранности вооружения, оперативной и криминалистической техники, средств связи, защиты и другого имущества, числящегося за дежурной частью ОВД.

Для хранения оружия в подразделениях отводятся отдельные комнаты, которые, как правило, находятся в помещении дежурной части горрайоргана. В них хранятся табельное и изъятое у граждан оружие, средства индивидуальной защиты, боеприпасы и спецсредства всего личного состава ОВД.

Оружие органов внутренних дел, где из-за малочисленности сотрудников не может быть обеспечена надежная охрана, хранится в ближайших подразделениях МВД, ГУВД, УВД. Оружие от этих органов принимается по акту и включается в часть II Книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов установленной формы. Выдача указанного оружия в служебное пользование производится на общих основаниях. Ключи от комнаты для хранения оружия и шкафов должны находиться у оперативного дежурного. Комната и шкафы опечатываются личной печатью оперативного дежурного. В случае утраты ключа от КХО либо металлического шкафа, замок заменяется или переделывается с изменением секрета. Запасной экземпляр ключей передается начальнику дежурной части (начальнику органа внутренних дел) в опечатанном пенале и хранится в его металлическом шкафу либо в секретариате органа внутренних дел. Выдача их производится только с разрешения начальника органа внутренних дел.

Отлучаясь из дежурной части, оперативный дежурный передает, ключи от опечатанных своей печатью комнаты и шкафов лицу, оставленному за него. При этом печать, которой они были опечатаны, не передается. При возвращении, оперативный дежурный принимает ключи и проверяет целостность оттисков печатей. О времени убытия (возвращения), передаче (приеме) ключей от опечатанных комнаты и шкафов делается отметка в Тетради для записей оперативного дежурного.

При приеме и сдаче дежурства имущество, числящееся за дежурной частью, старшими смены сдается-принимается согласно его описям. Это, с одной стороны, является действенным контролем за сохранностью имущества, а с другой, в случае утраты позволяет принять оперативные меры по его розыску.

Таким образом, изложенное выше позволяет рассматривать совокупность функций дежурной части, как весьма сложное образование, четкое представление о котором можно назвать обязательным условием при определении направлений совершенствования деятельности этих структурных подразделений горрайорганов.


3.                Организационная структура дежурных частей горрайорганов внутренних дел


В социологии под социальной структурой понимается устойчивая связь элементов в социальной системе1. К основным элементам социальной структуры общества социологи относят индивидов, занимающих определенные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, различные иные общности.

Любой отдельно взятый горрайорган внутренних дел как сложная система представляет собой определенным образом организованный коллектив сотрудников, выполняющих возложенные на него функциональные обязанности и располагающий для этого соответствующей компетенцией и возможностями.

Эффективность функционирования каждого горрайоргана внутренних дел зависит от согласованности действий его подсистем (аппаратов, служб и подразделений), соблюдения ими общих принципов и требований всей системы. Поэтому связующим и координирующим звеном системы выступает ее организационная подсистема, ибо именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность системы.

Поскольку организационная структура дежурной части горрайоргана внутренних дел представляет собой, во-первых, совокупность должностей, а во-вторых, совокупность организационных связей, то и в механизме ее формирования можно выделить соответственно два основных этапа: 1) расчет необходимого количества должностей; 2) установление требуемой упорядоченности этих должностей с помощью организационных связей.

Структура дежурной части горрайоргана внутренних дел формируется и развивается, прежде всего, в зависимости от ее штатной численности. Однако штатная численность дает представление лишь о количестве работников данного аппарата, характеризуя лишь количественную сторону организационной структуры. Должность имеет свои качественные признаки. Данные признаки (количество и наименование должностей, предельные звания) характеризуют штатное расписание.

Типовые штаты дежурных частей горрайорганов внутренних дел разработаны Министерством внутренних дел России и утверждены 19 марта 2002 года приказом МВД Российской Федерации № 255дсп, в соответствии с которым все горрайорганы внутренних дел поделены на четыре группы. От того, к какой из них относится ГРОВД, и зависит штатная численность его дежурной части. В данной классификации за основу взято количество населения, проживающего на территории обслуживания ОВД: 1) 100 тыс. чел. и более; 2) от 50 до 100 тыс. чел.; 3) менее 50 тыс. чел. и к четвертой группе отнесены РОВД, обслуживающие население сельского района. В последнем случае количество населения на обслуживаемой территории на штатную численность дежурной части не влияет.

Формирование любой организационной структуры заканчивается установлением организационных связей между элементами структуры - должностями. Наличие в организационной структуре дежурной части ГРОВД организационных связей не только обеспечивает целостность этого органа оперативного управления, но и упорядочивает расположение всех его элементов.

В процессе функционирования дежурной части ГРОВД между ее сотрудниками прослеживаются три вида организационных связей:

-                     организационно-предметные, возникающие между работниками по поводу использования ими различных средств;

-                     организационно-функциональные, т.е. взаимосвязи между работниками по степени их участия в совместном труде;

-                     организационно-административные, обусловливаемые субординацией работников, т.е. связи руководства и подчинения.

Наибольший интерес представляют последние две группы взаимосвязей.

Организационно-функциональные связи строятся на основе выполнения дежурной сменой своих функциональных обязанностей. В Наставлении (разд. 5-17) закреплены функциональные обязанности дежурной смены в целом. Функциональные же обязанности отдельно каждого сотрудника дежурной смены разрабатываются в каждом конкретном горрайоргане с учетом штатной численности дежурной смены и строятся на основе разделения обязанностей смены в целом между сотрудниками в зависимости от занимаемой ими должности.

Чем детальнее будет разработана и формализована система организационно-функциональных связей между членами дежурной смены, тем эффективнее окажется процесс управления, а значит, и результаты деятельности организационной структуры дежурной части горрайоргана внутренних дел по выполнению возложенных на нее задач.

Установление обязанности делает необходимым существование права, однако в Наставлении специальными правами наделена только ключевая фигура дежурного наряда - старший смены¹. В зависимости от штатной численности дежурной части ГРОВД им может быть: начальник смены, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный, помощник начальника отдела - оперативный дежурный.

Реализация данных прав осуществляется через административно-организационные связи как с должностными лицами штатной структуры (дежурный наряд), так и нештатной (СОГ, ГНР, наряды патрульно-постовой службы милиции и т.д.). При помощи организационно – административных связей устанавливается иерархичность системы управления, зависимость одних должностей от других.

Для успешного выполнения задач, возложенных на дежурную часть горрайоргана внутренних дел она обеспечивается (согласно Норм табельной положенности) соответствующими техническими средствами и оборудованием, необходимой служебной, справочной и иной документацией.

Дежурной части ГРОВД выделяется специальное помещение, при ней оборудуются комнаты для содержания лиц, задержанных в административном порядке; для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств; для чистки оружия; для картотеки и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты