Дежурные части территориальных ОВД в системе органов внутренних дел

Основными формами взаимодействия являются:

своевременное доведение до нарядов информации об оперативной обстановке;

постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или конкретному наряду;

• проведение совместных инструктажей:

• определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся на территории обслуживания обстановке;

• оказание взаимной помощи и поддержки нарядами при выполнении повседневных задач и при наступлении особых условий функционирования;

• осуществление скоординированных совместных мероприятий по реагированию на изменения оперативной обстановки;

• комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в обеспечении ОПиБ.

Выполнение задачи по надлежащему обеспечению ОПиБ в ряде случаев предполагает осуществление маневра (изменения установленной дислокации) нарядами для организованного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка. Так, при резком осложнении оперативной обстановки старший дежурный смены наделен полномочиями изменения в расстановке сил и средств на территории обслуживания, с последующим докладом начальнику горрайоргана.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости. В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр можетосуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

В процессе оперативного управления дежурный по ГРОВД обеспечивает непрерывный контроль за деятельностью нарядов милиции, который является не только одним из важных элементов укрепления служебной дисциплины и обеспечения высокой активности личного состава в обеспечении ОПиБ, но и средством обучения работников милиции непосредственно на месте службы. Наряды милиции, задействованные на обеспечение ОПиБ по плану единой дислокации¹ проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам. Результаты проверки службы фиксируются в служебной книжке и постовой ведомости.

Наиболее частой причиной осложнения оперативной обстановки в процессе обеспечения ОПиБ является совершение преступлений на территории обслуживания. Организация их раскрытия «по горячим следам» является прямой обязанностью дежурной смены.² В зависимости от тяжести и последствий преступного деяния, на его раскрытие (помимо нарядов различных служб и подразделений соответствующего ГРОВД) дежурный задействует ГНР, СОГ, а иногда (через дежурного вышестоящего органа внутренних дел) и силы соседних горрайорганов.

Как уже отмечалось, наступление особых условий функционирования ГРОВД возлагает на дежурную смену дополнительные обязанности, в том числе и по обеспечению ОПиБ. Деятельность наряда дежурной части горрайоргана в экстремальных условиях требует четких, своевременных действий по сбору личного состава соответствующего ОВД по сигналу «Тревога», подготовке сил и средств для выполнения поставленных задач в особых условиях, эффективной организации проведения первоначального этапа специальной операции.

По окончании работы каждой смены оперативным дежурным совместно с командиром подразделения подводятся итоги работы каждого сотрудника милиции, участвовавшего в обеспечении ОПиБ. Общий результат работы нарядов милиции оперативным дежурным по горрайоргану внутренних дел отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки.

Вместе с тем из всего многообразия проходящей через дежурную часть информации дежурная смена обязана собрать, обработать, обобщить и выдать руководителю горрайоргана внутренних дел следующие виды информации:

• о силах и средствах (сведения о составе суточного наряда дежурной части, СОГ и ГНР; количестве и видах служебных нарядов, задействованных на обеспечение ОПиБ, их фактическом наличии и режиме работы; о порядке контроля за ними; о задействованных на период дежурства силах общественности; о количестве и состоянии средств связи, транспорта, вооружения и т.д.; о состоянии дисциплины, фактах нарушения законности, о межрегиональных мероприятиях и ходе реализации мероприятий органа и его служб и подразделений);

• о состоянии преступности, общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории (сведения о раскрытых преступлениях, чрезвычайных происшествиях и выявленных административных правонарушениях; нераскрытых преступлениях, их видах и количестве; о количественных и качественных характеристиках правонарушителей, разыскиваемых преступников, лиц, без вести пропавших; о дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и иных данных, характеризующих состояние обеспечения ОПиБ на обслуживаемой территории);

• о факторах среды функционирования, осложняющих оперативную обстановку или требующих усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (сведения о предстоящих массовых мероприятиях: демонстрациях, митингах, забастовках, пикетированиях, шествиях, о состоянии дорог и водоемов, санитарно-эпидемиологической обстановки; о состоянии пожарной безопасности на объектах и в отдельных местностях (лесные массивы, торфяники) обслуживаемой территории; о дислокации избирательных участков в дни подготовки и проведения выборов; о маршрутах и времени инкассации отдельных объектов, дислокации банков и пунктов обмена валюты; о судебных процессах, проводах на военную службу; о времени и месте отправления религиозных культов и отношении к ним населения; о порядке работы и репертуаре зрелищных учреждений и других необходимых данных).

Помимо этого, дежурная часть ГРОВД должна осуществлять сбор информации о мерах, принимаемых по конкретным заявлениям и сообщениям; о принятых мерах и результатах работы по раскрытию преступлений «по горячим следам»; о принятых мерах и оперативности реагирования служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайоргана на чрезвычайные происшествия; о предстоящих мероприятиях органа внутренних дел в целом или отдельных его служб и подразделений (например об операциях по профилактике и пресечению отдельных видов преступлений, ликвидации устойчивых преступных групп, задержанию опасных преступников) и т.п.

В процессе сбора информации дежурной сменой осуществляется ее обработка (выделение из всего потока информации сведений, заслуживающих внимания, их фиксация и документирование в соответствующих книгах, журналах или других накопителях (носителях), систематизация и обобщение).

Дежурная часть горрайоргана внутренних дел, по существу, является основным субъектом информирования о состоянии текущей оперативной обстановки соответствующего ОВД.¹

Ежесуточное решение об организации обеспечения ОПиБ на последующие сутки начальником горрайоргана внутренних дел или его заместителем - начальником милиции общественной безопасности принимается на основе тщательного анализа текущей оперативной обстановки на обслуживаемой территории² и должно нацеливать наряды милиции на активную профилактическую и поисковую работу по своевременному пресечению на улицах и в других общественных местах административных правонарушений, предупреждению и раскрытию «по горячим следам» преступлений, обеспечению сохранности различных форм собственности. В этих целях в нем предусматривается:

• обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

• состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов, особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;

• возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

• система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

• порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

Данное решение оформляется постовой ведомостью. При этом виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.

Поэтому, исходя из конкретной оперативной обстановки, маршруты патрулирования и расположение постов, установленные планом единой дислокации, субъектом принятия решения по организации обеспечения ОПиБ могут быть изменены. Принятие решения по организации обеспечения ОПиБ заканчивается утверждением начальником ГРОВД (начальником МОБ горрайоргана) в постовой ведомости расстановки патрульно-постовых нарядов. После этого названный документ принимает форму приказа по организации обеспечения ОПиБ и передается в дежурную часть ГРОВД для контроля за ходом его исполнения.

В соответствии с пунктом 23 Устава ППСМ обеспечение своевременной подготовки и проведения инструктажа служебных нарядов является обязанностью оперативного дежурного по горрайоргану. Анализ этих обязанностей¹ показывает, что помимо других действий по их реализации, оперативные дежурные по ГРОВД объявляют служебным нарядам маршруты патрулирования, посты, время и особенности несения службы. Данное обстоятельство позволяет нам рассматривать дежурные части горрайорганов внутренних дел в качестве субъектов доведения решения об организации обеспечения общественного порядка и безопасности до непосредственных исполнителей.

После принятия решения и доведения его до исполнителей начинается следующий этап оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ - организация исполнения управленческого решения по обеспечению общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории. Во всех операциях этого управленческого цикла дежурная смена принимает самое непосредственное участие, и роль дежурной части горрайоргана как субъекта оперативного управления здесь чрезвычайно важна.

При оперативном управлении успех управленческого решения находится в прямой зависимости от времени его выработки и реализации, в связи с чем на практике широко применяются алгоритмы неотложных действий дежурного наряда горрайоргана по реагированию на различные виды преступлений.¹

Поэтому успех реагирования на конкретное изменение обстановки, во многом предопределяется глубоким знанием оперативными дежурными по ГРОВД всех элементов оперативной обстановки на обслуживаемой территории и владением определенными навыками в работе.

Следующим этапом оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ является контроль за работой и учет результатов управления в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности.

Контроль и учет, представляя собой самостоятельный элемент управленческого цикла, одновременно являются и составной частью такого элемента, как организаторская работа. Решения, как известно, принимаются для того, чтобы их выполняли. Традиционные формы контроля требуют много времени и больших расходов сил и средств. Поэтому комплексность единой дислокации по обеспечению ОПиБ предполагает и комплексность контроля за несением службы. Суть его выражается, во-первых, в том, что в нем участвуют руководители всех служб горрайоргана, занятых в обеспечении ОПиБ; во-вторых, каждый проверяющий контролирует не только своих подчиненных, но и силы других служб. 2

Основным субъектом контроля здесь, безусловно, выступает должностное лицо, принявшее решение об организации обеспечения общественного порядка и безопасности, т.е. начальник горрайоргана или его заместитель - начальник милиции общественной безопасности ГРОВД. Каждый руководитель должен контролировать выполнение отданных им распоряжений лицами, которые эти распоряжения получили. Стало быть, все остальные субъекты, в том числе оперативный дежурный по ГРОВД, в данном случае выступают в роли субъекта контроля не управления как такового, а одного из его элементов – организации исполнения управленческого решения по обеспечению ОПиБ.

Тем не менее, роль оперативного дежурного по горрайоргану внутренних дел и на этапе управления силами и средствами ОВД по обеспечению ОПиБ, несомненно значительна. Это обуславливается рядом обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты