Договор найма государственного и муниципального жилищного фонда

Типовой договор имеет также редакционные «неточности». В частности, п. 1 не согласуется со ст. 60 ЖК РФ, согласно которой договор социального найма заключается без установления срока его действия.

Согласно ч. 1 ст. 61 ЖК РФ наниматель по договору социального найма в многоквартирном доме приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

1.3 Основания для заключения договора социального найма


В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

До 1 марта 2005 г. существовали совсем другие правила обеспечения граждан жилыми помещениями. Квартиры предоставлялись не только малоимущим, но и всем, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Многие лица из данной категории до 1 марта 2005 года так и не получили жильё. Для них имеется специальное положение в федеральном законе от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»[18]. Согласно пункту 2 статьи 6 граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане, конечно, могут быть сняты с данного учета, но только при наличии предусмотренных законодательством оснований. Например, обеспеченность жилой площадью свыше 8 кв. м жилой площади.

Те новые основания и ограничения, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, не влияют на право гражданина получить жилое помещение по договору социального найма. Иными словами, если гражданин не является малоимущим и до 1 марта 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он не утратит право на получение жилого помещения по договору социального найма[19].

При подходе очереди в г. Ульяновске жилые помещения предоставляются по договорам социального найма на основании постановления Законодательного Собрания Ульяновской области от 26.12.1996 №15/154 «О Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области»[20] и настоящего действующего жилищного законодательства.

В городе Ульяновске в этом году в общегородской очереди находится более 11000 человек. Жильём обеспечиваются граждане, вставшие на учёт в 1974 году[21].

В соответствии с новым жилищным законодательством жилье по договорам социального найма теперь будет жильем для малоимущих и наиболее социально незащищенных слоев населения, а также – как можно заключить из законодательства – для различных категорий государственных служащих (например, такое жилье по федеральным законам предоставляется судьям, работникам прокуратуры, милиции и др.).

Как следует из части 2 статьи 49 ЖК, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (пункт 3 статьи 13 ЖК).

Установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 ЖК). В нашем городе регулируется законом Ульяновской области от 2 ноября 2005 г. №110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области»[22].

Вторым, наиболее важным условием является обеспеченность учётной нормой жилого помещения.

Учетная норма – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях признания в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК). Другими словами – это норма постановки на учет или предоставления внеочередного жилого помещения определённым категориям граждан. Например, в г. Лыткарино учетная норма установлена в размере 9 кв. метров общей площади. То есть, если на каждого члена семьи приходится – 9 кв. метров общей площади или меньше, такая семья должна быть принята на учет (при наличии, естественно, других условий). В городе Ульяновске и, например, в г. Казани учётная норма 12 кв. м, в городе Саратове 10 кв. м[23].

Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. Размер ее не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. То есть, теоретически, учетная норма может быть равна норме предоставления. Но, как правило, она ниже.

В тексте Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма встречаются и в других местах, поэтому, в соответствии с частью 1 статьи 80, наймодатель вправе запретить проживание других жильцов, кроме несовершеннолетних детей, в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит менее учетной нормы.

Здесь же следует отметить и о норме предоставления жилого помещения.

Законодательная норма предоставления. В части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Это – минимальное количество квадратных метров жилья, которое предоставляется в расчете на одного человека. Например, норма предоставления в г. Лыткарино составляет 14 кв. метров общей площади на одного человека[24]. В г. Ульяновске

– не менее 18 кв. м. для одиноко проживающего человека;

– не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Меньше быть не должно, больше – может быть.

Размер общей площади квартиры определяется как сумма площади всех ее частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.

В части 3 сказано, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан, могут быть установлены для этих категорий граждан иные нормы предоставления.

Вне очереди жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. №378).[25]

В первом случае, выселение из аварийного и ветхого фонда регулируется ст. 85–89 ЖК РФ. На сегодняшний день выселению в г. Ульяновске подлежит более 700 домов признанный аварийными или ветхим жилым фондом в г. Ульяновске[26].

Выселение с предоставлением других благоустроенных жилых помещений осуществляется в тех случаях, когда проживание нанимателя в жилом помещении становится невозможным в силу объективных обстоятельств – сноса здания, перевода жилого помещения в нежилое, признания помещения непригодным для проживания.

Решения о выселении должны принимать компетентные органы государственной власти или местного самоуправления.

При выселении по указанным основаниям расторгается прежний договор социального найма и заключается новый. Таким же образом будет решаться вопрос, если после капитального ремонта или реконструкции здания жилая площадь, которую занимал наниматель, не сохранилась в прежнем объеме, т.е. существенно увеличилась или уменьшилась. Если наниматель отказывается от выселения, то указанные выше органы могут обратиться в суд о принудительном его выселении. Но такое обращение в суд не освобождает его от обязанности предоставить выселяемому нанимателю благоустроенное жилье.

В настоящее время порядок признания жилых помещений непригодным для проживания утвержден постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»[27].

В соответствии с указанным основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

– ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

– изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты