Договор подряда и его виды

Нормативно-правовое закрепление договора строительного подряда относится к позднейшим этапам развития социально-экономических отношений.

В эпоху римского частного права договора строительного подряда не существовало. Источниками данного права закрепляется консенсуально- договорная конструкция договора найма, распадавшегося на три вида: наем вещей, наем услуг и наем работы (подряд). Выполнение строительных работ, направленных на создание объектов недвижимости осуществлялось через обязанность подрядчика выполнить за вознаграждение определенную работу обычно над чужой вещью. Однако, несмотря на отсутствие специальных договорных конструкций, опосредующих строительство и возведение объектов недвижимости, что, впрочем, характерно и для других частноправовых систем, римское частное право содержало довольно много предписаний, касающихся правового режима недвижимости и правовых последствий ее возведения. Именно с развитием инженерно-строительных работ и застройкой римских городов связано появление классического правила - все, что построено на земле, разделяет ее судьбу (следует за нею)[[17]]. Нетрудно заметить, что данное правило лежит в основе содержания статьи 222 действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей гражданско-правовой режим приобретения права собственности на самовольные постройки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что классическая римская юриспруденция заложила базовые, теоретические основы современного гражданско-правового регулирования, стремящегося к согласованию вещных прав на соприкасающиеся объекты недвижимости.

В национальном российском праве длительное время сохранялось положение, которое напоминало римское частноправовое регулирование возведения построек. Каких-либо специальных договорных форм, опосредующих общественные отношения, связанных с выполнением строительных работ и возведением объектов недвижимости не существовало.

Во второй половине XIX века в России выполнялись различные разновидности ремонтных и строительных работ. Однако, согласно действовавшему на тот период законодательству, возникающие при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на капитальное строительство, занимающими заметное место в системе хозяйственных договоров. «Порядок заключения указанных договоров, права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение принятых обязательств детально регламентировались императивными нормами обширного законодательства о капитальном строительстве»[[18]]. При этом первостепенное внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их содержание. Появление и становление специальных гражданско-правовых договоров и форм относится к более позднему времени — первой половине XX века.

Постепенно законодательство о капитальном строительстве совершенствуется и, тем самым, развивается, что приводит к относительному обособлению гражданско-правовых норм, регламентирующих выполнение строительных работ. Инкорпорация гражданско-правовых норм, регулирующих процесс возведения объектов недвижимости, привела к принятию такого консолидированного нормативного правового акта, как Правила о договорах подряда на капитальное строительство, принятые на правительственном уровне того времени.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не выделял разновидностей договора подряда, поэтому, допускалось заключение и реализация договоров на выполнение строительных работ по общим нормам, регламентирующим подрядные отношения. Лишь позднее, в 30-х годах XX столетия стали складываться предпосылки для признания договора на выполнение строительных работ в качестве разновидности подрядного договора в связи с необходимостью осуществления строительства по утвержденным сметам и проектам, с расширением объема государственных инвестиций в народное хозяйство СССР, введением нормативно-технического регулирования в строительстве того времени. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 9 января 1934 года «О заключении договоров на строительные работы» допускало заключение договоров на строительные работы только при внесении объекта в утвержденный «титульный» список и наличии завершенного технического проекта[[19]]. Данным правилам придается более содержательное значение в Постановлении Совета народных комиссаров СССР «О порядке составления проектов и смет по капитальному строительству» от 23 мая 1936 года.

В Постановлении Совета народных комиссаров «О распланировании и застройке сельских поселений» от 31 августа 1927 года на сельские советы возлагалась обязанность распланирования определенных сельских поселений: вновь образуемых, подвергшихся значительным разрушениям вследствие стихийных бедствий, и тех селений, о переустройстве которых возбуждены ходатайства самих земельных обществ. Данное постановление касалось строительства в городах. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния рабочего жилищного строительства и благоустройства в рабочих поселках» от 6 июня 1928 года предусматривало, что при устройстве новых рабочих поселков и расширении существующих предварительно производилось планирование рабочих поселков и все мероприятия по строительству реализовывались, точно придерживаясь утвержденных проектов планировки[[20]]. На базе постановления Совета народных комиссаров СССР от 23 мая 1936 года принимается постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О порядке утверждения проектов и смет по капитальному строительству» от 16 августа 1936 года, отразившего особенности организации проектно-сметного дела в РСФСР.

На основе накопленных нормативных правовых актов 31 марта 1939 года были разработаны и приняты Правила о подрядных договорах на проектные работы, а 26 февраля 1938 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» были утверждены правила о подрядных договорах по строительству. В соответствии с ними заключение договора возможно было лишь при наличии технического проекта и генеральной сметы. Правилами также определялись права и обязанности подрядчика и заказчика в подрядном договоре по строительству, и устанавливался порядок расчетов за выполненные подрядные работы, а поскольку эти работы выполнялись в большинстве случаев за счет государственных средств, была введена система банковского контроля за целевым расходованием средств, выделенных на строительство.

До 1961 года подрядные отношения по строительству регулировались подзаконными нормативными правовыми актами, а уже 8 декабря 1961 года принятые Основы гражданского законодательства СССР закрепили в качестве самостоятельного вида договор подряда на капитальное строительство. В главе 31 Гражданского кодекса РСФСР[[21]] от 11 июня 1964 года определялось, что по договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование, принять законченные строительством объекты и оплатить их. Специальными постановлениями на заказчика может быть возложено обеспечение строительства материалами.

Гражданский кодекс РСФСР, в принципе, оставлял немалый простор для договорной свободы сторон договора подряда на капитальное строительство, но, к сожалению, подзаконное регулирование значительно ограничивало возможности функционирующих в той системе экономических отношений субъектов по созданию и реконструкции объектов недвижимости. Конец такому положению положила рыночно-правовая реформа конца XX века.

С принятием части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства. Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой области действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время наряду с общими правилами отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, специально рассчитанными на строительный подряд.

Помимо Гражданского кодекса к источникам правового регулирования капитального строительства относятся и другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Важнейшее место среди них занимает Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[[22]] от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ, регламентирующий хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, то есть деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ и в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[[23]] от 17 ноября 1999 года №169-ФЗ разрешаются «вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора»[[24]].

 Положения названных, а также других законов развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации, Госкомитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике и другими ведомствами.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне в рассматриваемой сфере действует немало актов, принятых субъектами Российской Федерации, среди которых, например, Постановление Правительства Москвы «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г.Москвы»[[25]] от 5 декабря 2000 года.

Особенностью действующего законодательства о капитальном строительстве является вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительных и монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), технических условиях и стандартах, различных положениях и инструкциях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного типа были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к безопасности и качеству объектов строительства. Строительные нормы и правила, обязательные для сторон, определяют принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции, а также цели, которые должны быть достигнуты соответствующей деятельностью.

Таким образом, исследовав параграф, можно сделать вывод:

Специфика правового регулирования отношений в сфере строительства, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В сравнении с прежними временами количество нормативных норм уменьшилось и сторонам предоставлена несколько большая свобода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты