При принятии на себя обязанности по проектированию и проведению изысканий заказчик вправе выполнить соответствующие проектные и изыскательские работы самостоятельно при наличии у него необходимых персональных организационно-правовых качеств либо привлечь изыскателя или проектировщика. Если заказчик лично выполняет проектные и изыскательские работы, то он отвечает за свои действия (бездействие) по общим основаниям, а при привлечении изыскателя или проектировщика — за действия (бездействие) третьих лиц[[69]].
Перераспределение обязанности по подготовке проектной документации и земельного участка известно в области долевого строительства. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» «застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и (или) размещения проектной документации в соответствии с требованиями закона и государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства»[[70]].
Непростые вопросы соотношения Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации возникают при анализе обязанности заказчика оплатить законсервированное строительство. Прежде всего, возникает проблема соотношения данной обязанности заказчика с рисковым положением самого подрядчика: подрядчик как специалист несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки этого объекта заказчиком[[71]]. Причина приостановления работ по договору строительного подряда может быть вполне связана со случайной гибелью или случайным повреждением объекта строительства. Представляется, что в данном случае заказчик не обязан оплачивать расходы и убытки, являющиеся следствием рискового положения подрядчика.
Общей по отношению ко всем подвидам договора строительного подряда является обязанность заказчика немедленно приступить к приемке результата работ. Речь идет о приемке результата работы заказчиком от подрядчика, имеющей значение удостоверения исполнения подрядчиком договора строительного подряда по всему объему обязанностей. Однако приемка результата работ не означает, что заказчик или застройщик приобретают право эксплуатировать объект строительства.
Согласно части 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации «заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком»[[72]].
Приемка заказчиком результата работ от подрядчика может оформляться односторонним или двусторонним актами. Двусторонний акт сдачи-приемки выполненных работ не может оспариваться подрядчиком либо заказчиком, такой возможности в законодательстве не предусмотрено. Односторонний акт может быть оспорен любой стороной: как отказавшейся от его подписания, так и подписавшей его.
Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Таким образом, часть 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляя заказчику право на изменение технической документации, абсолютно не учитывает того обстоятельства, что выполняемые строительно-монтажные работы, в отношении которых заказчик вносит изменения в техническую документацию, находятся в составе иных строительно-монтажных работ, связаны с ними, и вовсе не исключена ситуация, когда изменяется техническая документация на уже выполненные строительно-монтажные работы, в связи с чем возникают вопросы не только соблюдения сроков внесения изменений в техническую документацию, но и переделки выполненных строительно-монтажных работ.
Также возникает вопрос о юридической природе обязанности подрядчика заключить договор на выполнение дополнительных работ. Представляется, что данная обязанность не может не быть гражданско-правовой, поэтому обеспечение ее исполнения достигается исключительно гражданско-правовыми методами. Юридическим фактом, который повлечет возникновение обязанности подрядчика заключить договор на выполнение дополнительных работ, будет согласие заказчика на проведение и оплату дополнительных работ.
В связи с недостаточной компетентностью заказчика в вопросах организации и осуществления тех или иных видов строительно-монтажных работ статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет ему право привлечь инженера или инженерную организацию в целях обеспечения контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком[[73]]. Данная норма создает формально-юридические условия для оказания так называемых консалтинговых услуг в такой сложной отрасли национальной экономики, как строительство и базируется на опыте развитых стран в вопросах организации предпринимательской деятельности в национальном строительном комплексе.
Основная проблема совершенствования гражданско-правовых основ привлечения инженера или инженерной организации к осуществлению функций заказчика заключается в отстранении от такого привлечения подрядчика. Поскольку договор строительного подряда заключается между заказчиком и подрядчиком, подрядчик приобретает возможность влиять на функции инженера или инженерной организации, привлекаемой заказчиком. Получается, что сторона договора строительного подряда — подрядчик, за деятельностью которого инженер или инженерная организация призвана осуществлять надзор и контроль, получает не только фактические, но и юридические возможности влиять на правовое положение инженера (инженерной организации), привлекаемой для обеспечения интересов другой стороны договора строительного подряда — заказчика. Вряд ли такое нормативное правовое положение достаточно разумно и объяснимо.
Проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:
По договору строительного подряда права и обязанности заказчика подразделяются на несколько больших групп: возникающие независимо от конкретной разновидности договора подряда; предусмотренные параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим договорные отношения по строительному подряду; предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими входящие в состав предмета гражданского права имущественные и организационные отношения, складывающиеся в ходе осуществления конкретных видов строительства; предусмотренные заключенным договором строительного подряда. В связи с недостаточной компетентностью заказчика в вопросах проведения тех или иных видов строительно-монтажных работ, законодатель предоставляет ему право привлечь инженера или инженерную организацию в целях обеспечения контроля и надзора за строительством, однако законодатель отстраняет от такого привлечения подрядчика, что вряд ли является достаточно разумным и объяснимым.
Поскольку договор строительного подряда является двусторонним, необходимым представляется рассмотрение, наряду с правами и обязанностями одной стороны договора – заказчика, прав и обязанностей другой стороны данного договора – подрядчика, чему посвящается следующий параграф нашего исследования.
3.2. Права и обязанности подрядчика
После формирования всех формально-юридических предпосылок выполнения строительно-монтажных работ и заключения договора строительного подряда у подрядчика возникает наиболее значимая обязанность, ради исполнения которой стороны вступают в гражданские правоотношения — выполнить определенный комплекс строительно-монтажных работ, обеспечивающий возведение или реконструкцию того или иного объекта недвижимости.
Анализ норм гражданского законодательства, регламентированных параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяет выделить следующие обязанности подрядчика: «осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ; сообщить заказчику о не учтенных в технической документации работах и возникающей в связи с этим необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства; исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если они не противоречат условиям договора строительного подряда и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика; при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ; обеспечить строительство материально-техническими ресурсами; сотрудничать с заказчиком в целях достижения социально и экономически значимых результатов»[[74]].
Как видно, Гражданский кодекс Российской Федерации основное внимание уделяет регулированию процесса создания и реконструкции объектов недвижимости со стороны подрядчика, предъявляя к нему совокупность публично-правовых и частноправовых требований[[75]].
Соблюдение публичных интересов обеспечивается формированием организационно-правовых предпосылок выполнения строительно-монтажных работ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что содержание вышеуказанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации крайне узко: она запрещает подрядчику выполнять строительно-монтажные работы только в случае нарушения обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Однако на практике чаще встречаются случаи, когда подрядчик выполняет строительно-монтажные работы не с нарушением требований по охране окружающей среды и безопасности самих строительных работ, а в отсутствие административно-правовых разрешений, что приводит к самовольному и неуправляемому строительству.
Согласно пункту 3 статьи 743 Кодекса подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении в течение десяти дней от заказчика ответа на свое сообщение, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. В данном случае, заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Данные правила вызывают определенные соображения, а именно, несложно заметить, что положение подрядчика в случае выявления необходимости проведения дополнительных работ более прочно, чем положение заказчика.
Правила пункта 5 статьи 709 Кодекса не отличаются справедливостью по отношению к сторонам и предусматривают, что «заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора»[[76]]. Если заказчик не согласен на превышение сметы, то логичнее и последовательнее оставлять состоявшийся договор подряда без изменения, поскольку стороны не согласовали между собой изменения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13