Характеристику охранной услуги следует осуществлять путем описания объекта, подлежащего охране, конкретных способов и приемов охраны, а также времени ее осуществления[70].
Предметом типового договора возмездного оказания охранных услуг, утвержденного в Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – ФГП ВО ЖДТ России) (приложение 1), является оказание услуг по охране и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объекте заказчика (п.1.1. договора ФГП ВО ЖДТ России (приложение 1)).
Таким образом, предмет договора соответствует основным задачам, обозначенным для ведомственной охраны в Федеральном законе «О ведомственной охране», а именно:
«- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах»[71].
При этом под охраняемым объектом в отношении рассматриваемого договора понимаются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории.
Для определения объекта охраны в предмете договора возмездного оказания охранных услуг ФГП ВО ЖДТ России обязательно фиксируется адрес охраняемого объекта, а также указывается, берется ли под охрану прилегающая территория. В ряде случаев (например, охрана режимных объектов) к договору прикладывается схема охраняемого объекта.
Однако следует заметить, что законодатель ограничивает круг объектов, подлежащих охране силами ведомственной охраны. В Положении о ведомственной охране железнодорожного транспорта определяется, что «ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения агентства, от противоправных посягательств»[72].
Таким образом, Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" правомочно осуществлять охрану:
- наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования;
- иных объектов железнодорожного транспорта, находящиеся в сфере ведения агентства.
Рассмотри их подробнее.
Наиболее важные объекты железнодорожного транспорта общего пользования. Статьей 23 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что «охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта … Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Распоряжением Правительства «Об утверждении перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта»[73] перечень был утвержден.
Следует отметить, что собственником всех объектов, указанных в данном перечне является ОАО «Российские железные дороги».
Иные объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в сфере ведения агентства. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О ведомственной охране» перечень объектов, подлежащих ведомственной охране, определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Пункт 9 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта указывает, что перечни охраняемых объектов, кроме перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Редакция подобных перечней вызывает споры. 17 ноября 2009 года Федеральная антимонопольная служба признала Министерство энергетики Российской Федерации нарушившим антимонопольное законодательство. Основанием для возбуждения дела послужило издание Минэнерго России приказа от 2 июня 2009 года № 172 «Об утверждении Перечня объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, подлежащих ведомственной охране». В перечень были включены не только объекты, находящиеся в государственной собственности, но и объекты иных форм собственности. По мнению Федеральной антимонопольной службы, ведомственная охрана осуществляется только в целях охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а охрана объектов иных форм собственности может осуществляться силами не ведомственной охраны на основании заключенных договоров и не должны включаться в перечень[74].
В перечни объектов, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и подлежащих ведомственной охране входят объекты иных форм собственности. Они выделены в отдельную группу с заглавием «Объекты иных форм собственности, находящиеся в сфере ведения Минтранса России, рекомендуемые для передачи под охрану ФГУП "УВО Минтранса России" на договорной основе при согласии собственника» [75].
В связи с указанными трудностями перечень объектов, находящихся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и подлежащих охране, был разработан только в начале 2010 года и в настоящий момент проходит согласование в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, до утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта соответствующего перечня, ФГП ВО ЖДТ России правомочно предоставлять услуги по охране только ОАО «Российские железные дороги» и только тех объектов, которые поименованным в Перечне наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования[76].
В пункте 1.2. договора возмездного оказания охранных услуг ФГП ВО ЖДТ России (приложение 1) дается ссылка на техническое задание – приложении № 1 к типовому Договору, в котором раскрываются содержание и требования к охранным услугам.
В техническом задании указываются следующие характеристики охранной услуги:
- количество и численность выставляемых постов охраны. Обычно численность составляет 5 единиц на круглосуточный пост, кроме наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, на которых численность определяется из расчета 6,5 единицы на один круглосуточный пост охраны, а также на объектах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на которых численность не может составлять менее 7 единиц на круглосуточный пост охраны;
- конкретное местонахождение постов охраны на охраняемом объекте;
- характеристика (внешний/внутренний, неподвижный/подвижный в пределах границ поста, парный)
- границы поста;
- режим выставления постов охраны (круглосуточный, полусуточный, почасовой с определенным графиком);
- задачи поста охраны (обеспечение пропускного режима, пост видеонаблюдения, обходно-дозорный пост);
- применение служебных собак;
- оснащенность вооружением (спецсредства и/или огнестрельное оружие).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что условия о предмете договора – охранной услуге – при заключении договора возмездного оказания охранных услуг в ФГП ВО ЖДТ России достаточно точно определяются.
Права и обязанности сторон по типовому договору ФГП ВО ЖДТ России (приложение 1) соответствуют разобранным нами в параграфе 2 данной работы.
Оплата по типовому договору возмездного оказания охранных услуг ФГП ВО ЖДТ России (приложение 1) производиться ежемесячно через учреждения банков. В ФГП ВО ЖДТ России не существует тарифов на оказание услуг по охране объектов, поэтому стоимость таких услуг определяется сторонами в процессе переговоров и фиксируется в договоре.
3.2 Ответственность сторон по договору возмездного оказания охранных услуг
При заключении договоров возмездного оказания охранных услуг стороны особое внимание уделяют условиям об ответственности сторон.
Гражданско-правовая ответственность наступает за правонарушение, когда государство реагирует на нарушение правопорядка санкцией, выражающейся в дополнительном обременении нарушителя, неэквивалентном изъятии у него определенного имущества. Применительно к договорам правонарушение принимает вид неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства[77].
Для привлечения к ответственности стороны обязательства необходимо установить наличие условий ответственности, к которым относят противоправность, вину, вред и причинную связь между противоправным действием и наступившим вредом.
Противоправность поведения стороны, повлекшего неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по охране, вытекает из положений ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, противоправность нарушения обязательства по охране презюмируется и, как правило, не требует доказательств со стороны кредитора[78].
Ответственность заказчика, наступает в случае несвоевременной оплаты оказанных охранных услуг. К примеру, в договоре ФГП ВО ЖДТ России (приложение 1) это отражается в п.6.5.
Ответственность исполнителя по договору возмездного оказания охранных услуг требует большего внимания.
В литературе встречается две точки зрения об основаниях ответственности исполнителя по договору возмездного оказания охранных услуг.
Абрамов В.А. [79] в своей работе высказывает мнение, что специфика ответственности подразделений вневедомственной охраны проявляется в том, что она несет ответственность не за все убытки, обусловленные ненадлежащим исполнением договора охраны, а только за те, которые причинены определенными способами: кражами, совершенными посредством взлома на охраняемых объектах помещений запоров, замков, окон, витрин и ограждений; иными способами вследствие необеспечения надлежащей охраны или в результате невыполнения вневедомственной охраной установленного на охраняемом объекте порядка вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей; хищениями, совершенными путем грабежа или при разбойном нападении; путем уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект либо в силу иных причин по вине работников вневедомственной охраны.
Напротив, А.В. Мильков[80] утверждает, что предусматриваемые в договоре основания отражают лишь специфику возникающего обязательства по охране. Данные основания конкретизируют обязательство, подтверждают наружный, внешний характер охраны, ее направленность исключительно на ограждение переданного под охрану объекта от посягательств третьих лиц и в принципе могут в договоре и не указываться. Ответственность в любом случае может наступить только при наличии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по охране. В чем же выразится это неисполнение или ненадлежащее исполнение, зависит от особенностей предмета конкретного договора, от содержания и специфики оказываемой по договору охранной услуги. Исходя из этого, конкретный способ причинения убытков применительно к ответственности исполнителя по договору охраны не имеет значения. Главное, чтобы возникшие убытки находились в причинной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением охраной своих обязательств по договору.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12