В то же время, умолчание сторонами о каком-либо обстоятельстве не относит его к числу бесспорных фактов, поскольку суд может возложить обязанность по его доказыванию по собственной инициативе (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ). Однако в ГПК РФ говорится о фактах, признаваемых другой стороной по делу. При этом отмечается, что только в случае процессуального оформления признания (внесения в протокол судебного заседания или приобщения к делу письменного признания) сторона, указавшая на данные обстоятельства суду, освобождается от необходимости их дальнейшего доказывания (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ). Причём суд может и не принять во внимание признания, совершённого стороной по делу, если обнаружатся препятствия к этому, указанные в законе (ч. 3 ст. 68 ГПК РФ), например, что признание факта совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела либо под влиянием обмана, насилия, угрозы, заблуждения. В этом случае суд выносит определение в отказе о принятии признания, и тогда признанные факты подлежат доказыванию на общих основаниях. Таким образом, в гражданском судопроизводстве нет бесспорных фактов, а имеются лишь признанные (не оспариваемые) факты. От дальнейшего доказывания таких фактов сторона освобождается лишь в силу признания, принятого судом.[29]
Целью доказывания в суде является установление обстоятельств (фактов), существенно значимых для разрешения гражданского дела. При этом, по общему правилу, устанавливаются положительные факты, однако доказывание может быть направлено и на установление отрицательных фактов, вследствие чего процессуальный закон и упоминает о том, что «суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон» (ст. 55 ГПК РФ).
Доказывание является единственным путём для судебного установления фактов. Сведения, полученные судьями не из процессуальных материалов (за исключением фактов, определяемых как общеизвестные), не имеют никакого значения для дела и не могут использоваться для установления его обстоятельств.
1.2 Процесс доказывания, его особенности и состав представляемых доказательств при защите прав потребителей
Процесс доказывания состоит из определения предмета доказывания, представления, исследования и оценки доказательств. Деление этого процесса на стадии условно: исследование доказательств неразрывно связаны и совпадают по времени, а собирание и исследование доказательств невозможно без исследования и оценки их относительности и допустимости. Процессуальные правоотношения по доказыванию охватывают все этапы движения дела в суде первой инстанции: предъявление иска и возбуждение гражданского дела в суде, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и принятие судебного решения.[30] Таким образом, эти действия не всегда соответствуют каким-то определённым стадиям гражданского судопроизводства, хотя известное совпадение наблюдается. Представление доказательств наиболее характерно для стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а исследование и оценка доказательств относятся преимущественно к стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции. В то же время представление и исследование доказательств возможны и в апелляционном, а отчасти – и в кассационном производстве, а оценка доказательств проводится на любой стадии гражданского судопроизводства.[31]
Процесс доказывания в исковом праве при защите прав потребителей является частным случаем доказывания в гражданском процессе и, вследствие этого, базируется на его теории и методологии. В то же время, ему присущ ряд особенностей, связанных с наличием как отдельных законодательных актов, так и судебной практики в данной области, уточняющих такие вопросы как распределение обязанностей по доказыванию, исследование и обеспечение доказательств, объяснения сторон и третьих лиц как средства доказывания, показания свидетелей, состав доказательств, и, безусловно, вопросы, связанные с экспертизой потребительских свойств товаров и услуг. Основой правовой и процессуальной базы в данной области, помимо ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, являются Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. ФЗ №171-ФЗ от 21.12.2004), а также Постановления Пленумов Верховного Суда РФ.[32] Кроме того, права потребителей при получении услуг в отдельных областях определены соответствующими правилами, к числу которых относятся:
· Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами;[33]
· Правила оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования;[34]
· Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;[35]
· Правила оказания услуг автостоянок;[36]
· Правила оказания услуг общественного питания;[37]
· Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации);[38]
· Правила оказания услуг телефонной связи;[39]
· Правила предоставления услуг телеграфной связи;[40]
· Правила продажи отдельных видов товаров;[41]
· Правила распространения периодических печатных изданий по подписке;[42]
· иные подзаконные акты, регулирующие вопросы оказания услуг населению в отдельных областях.
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», основными нарушениями прав потребителей являются:
Ø передача потребителю товара, качество которого не соответствует договору (п. 1 ст. 4), товара, непригодного для целей, в которых он обычно используется (п.п. 2, 3 ст. 4), или товара, который не соответствует образцу или описанию (п. 4 ст. 4);
Ø непредставление потребителю полной и достоверной информации о товаре (ст. 12);
Ø причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) (ст. 14);
Ø отказ от исполнения законных требований потребителя, связанных с продажей ему товара ненадлежащего качества (ст. 18) или выполнением работ (оказанием услуг) с недостатками (ст. 29);
Ø несоблюдение сроков исполнения законных требований потребителя, связанных с продажей ему товара (выполнением работ, оказанием услуг) ненадлежащего качества (ст. 19-22, 28, 30-31);
Кроме того, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) имеют право предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, импортёра) противоправными в отношении неопределённого круга потребителей и о прекращении этих действий (ст.ст. 45-46 Закона).
Собирание доказательств по делам, связанным с защитой прав потребителей, как и по иным гражданским делам, включает процессуальные действия по поиску, обнаружению, обеспечению, представлению в суд и истребованию судом доказательств. В соответствии с распределением обязанностей по доказыванию большинство таких действий совершается лицами, участвующими в деле, и прежде всего – сторонами. Статья 57 ГПК РФ гласит: доказательства представляются в суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Это означает, что и поиск (обнаружение или выявление), и закрепление доказательств также возлагаются на них.
При рассмотрении дел, связанных с защитой прав потребителей, используются в первую очередь прямые письменные доказательства, предоставляемые истцом. Согласно ГПК РФ, письменными доказательствами являются: акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, судебные постановления, судебные протоколы и приложения к ним, а также другие документы и материалы (ст. 71 ГПК РФ). На практике же письменными доказательствами, прилагаемыми истцом к исковому заявлению, обычно являются:
Ø договор между потребителем и продавцом (исполнителем);
Ø документ, подтверждающий оплату товара (работ, услуг) – товарный чек, кассовый чек, квитанция, квитанция к приходному ордеру;
Ø документы, предоставляющие информацию о потребительских свойствах товара (материала) – технический паспорт, руководство по эксплуатации и т.п.
Ø переписка между потребителем и продавцом (исполнителем);
Ø иные документы, подтверждающие факт совершения сделки, исполнения обязательств по оплате товара (работ, услуг) покупателем и частичного или полного неисполнения закреплённых в законодательстве обязательств продавцом (исполнителем);
Ø документы, подтверждающие фактически понесённые потребителем расходы в связи с неисполнением или неполным исполнением своих обязательств продавцом.
В случаях, когда речь идёт о качестве товаров (работ, услуг) или их потребительских свойствах и недостатках, перечень письменных доказательств расширяется в связи с необходимостью проведения экспертизы товаров (работ, услуг). В него в таких случаях входят также:
Ø заключения эксперта (экспертов), сформулированные на основе произведённой экспертизы;
Ø документы, подтверждающие квалификацию эксперта, проводившего экспертизу;
Ø документы, подтверждающие наличие надлежащей лицензии у экспертного учреждения (если экспертиза поручена экспертному учреждению);
Ø документы, подтверждающие оплату истцом услуг по проведению экспертизы.
Если потребитель понёс расходы по юридической защите своих прав, в качестве доказательств представляются и документы, подтверждающие оказание юридических услуг и размер фактически уплаченных потребителем средств (договор об оказании юридических услуг и квитанция к приходному кассовому ордеру).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11