Эффективность управления муниципальной территорией (на примере Администрации Пролетарского района городского округа Саранск)
Введение
Актуальность курсовой работы. Реформирование национальной экономики в России происходит в сложнейших политических и экономических условиях, связанных с возникновением негосударственного сектора экономики и развитием рыночных процессов практически во всех отраслях экономики, что требует создания чётких и эффективных механизмов её государственного регулирования.
Развитие рыночной экономики в нашей стране способствует росту значимости управления муниципальной территорией. Особенно это актуально для городских земель, которые представляют собой не только объект налогообложения и инвестирования, но и средство социально-экономического развития, а также важную часть национального богатства.
Несмотря на многообразие научных исследований по проблеме управления муниципальной территорией города, до настоящего времени отсутствуют работы, посвящённые совершенствованию методов управления муниципальной территорией.
Кроме того, недостаточно разработана научно-обоснованная методология формирования земельной политики на федеральном и региональном уровнях, основу которой должно составлять стратегическое управление муниципальной территорией, реализуемое на основе конкретных принципах и механизмах регулирования земельных отношений.
Далеко от совершенства и само изучение земельного рынка, в силу чего представляется необходимым осуществление институциональных изменений, позволяющих осуществить постоянный мониторинг и своевременное государственное регулирование в сфере городского землепользования и землевладения.
Результативность определяется посредством использования системы методов управления муниципальной территорией, которая в условиях рынка требует особого подхода к её созданию и развитию.
Все эти обстоятельства определили выбор темы курсовой работы, обуславливают её актуальность, теоретическую и практическую значимость.
Предметом исследования являются организационные и экономические методы управления земельными ресурсами крупных городов в условиях рыночной экономики. В качестве объекта исследования определены г.Москва и другие крупные города РФ.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования механизма управления муниципальной территорией.
Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи:
– исследовать теоретические основы управления муниципальной территорией;
– изучить методы управления муниципальной территорией;
– зарубежный опыт управления муниципальной территорией и оценить эффективность используемых методов управления муниципальной территорией;
– проанализировать механизм управления муниципальной территорией Администрации Пролетарского района городского округа Саранск;
– оценить эффективность управления муниципальной территорией Администрации Пролетарского района городского округа Саранск
– разработать направления совершенствования механизма управления муниципальной территории.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические, методические и практические разработки, выводы и направления совершенствования механизма муниципальной территории могут быть использованы для повышения эффективности процесса управления муниципальной территорией не только в крупных, но также средних и малых городах.
I. Теоретические основы управления муниципальной территорией
I.1 Понятие управления муниципальной территорией
Местное самоуправление осуществляется на определённой территории (территориальное самоуправление). В РФ местное самоуправление осуществляется на всей её территории в городских, сельских поселениях и на других территориях. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» № 131 от 06.10.2003 г. относит к этим территориям территории городов, посёлков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований.
К городским поселениям в РФ относятся города и посёлки городского типа.
К первым относятся: города федерального значения (их всего два - Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного, краевого и окружного (автономного округа) значения; города районного значения.
К посёлкам городского типа относятся: рабочие посёлки, курортные посёлки и дачные посёлки.
К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы, сельсоветы, сельские посёлки, села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.п. [1].
Как видно из приведённого перечня территорий, местное самоуправление в РФ осуществляется, прежде всего, в пределах определённых административно-территориальных единиц, которые образуют территориальное устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних. Однако территориальные основы местного самоуправления не всегда могут совпадать с административно-территориальными единицами. Оно может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми: округ (район) в городе: село; деревня; станица и др. [37].
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.
Муниципальная территория — это не просто территория, пространство, служащее местом размещения промышленных объектов, развития производительных сил общества; это природная среда, предназначенная создать для существования и развития общества благоприятные условия.
К муниципальной территории законодательство относит все земли, находящиеся в пределах муниципалитетов, которая является для них внешней границей.
Черта муниципалитетов отделяет земли муниципального образования от иных земель. Установление и изменение черты образования определяется, на основе утверждённой градостроительной и землеустроительной документации, законами субъектов Российской Федерации [39].
Муниципальные образования, действуя через органы местного самоуправления, выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землёй, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.
Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.
Примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить существующие в настоящее время нижеуказанные субъекты управления и субъекты права.
1. Субъектами управления являются:
· представительные органы РФ и муниципальных образований;
· государственные исполнительные органы;
· исполнительные органы муниципальных образований.
2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами:
· хозяйствующие субъекты;
· органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;
· физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.
В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки — части территории субъекта РФ, муниципального района, города и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот на основе:
а) возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
б) формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
в) разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;
г) наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
д) создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;
е) определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
ж) определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ);
з) сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т. п.);
и) проведения кадастровой оценки земель.
Исходя из этого земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.
Управление земельными ресурсами, в основном, направлено на:
а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;
б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями земельными ресурсами и органами власти города;
в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
г) введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельный ресурсов;
д) оптимизацию структуры земельных ресурсов;
е) формирование инфраструктуры управления:
- развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;
- определение социально-экономических стандартов (нормативов), обеспечиваемых городом для населения;
- создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;
- совместимость и объединение баз данных различных городских ведомств в единое информационное пространство и обеспечение оперативного доступа к данным;
- развитие института управляющих;
ж) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
з) совершенствование нормативно-правовой базы управления земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей.
и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:
- единая система идентификации земельных участков, основанная на кадастровом делении;