Английская система управления земельными ресурсами также включает разветвленную сеть различных служб, ориентированных на выполнение узко специфических управленческих функций. По существу земельный кадастр в Великобритании формируется на основе сведений Национальной службы картографии, решающей вопросы создания плановой основы кадастрового учета земель; Службы земельной регистрации, ведущей реестр прав и правообладателей земли и недвижимости; Национального бюро оценки, выполняющего систематическую государственную оценку земель в целях налогообложения. Как и в Финляндии, эти правительственные организации находятся на частичном бюджетном финансировании, получая необходимые для осуществления своей деятельности за счет оказания услуг на земельном рынке и межведомственного информационного обмена, а процесс формирования кадастровых данных практически полностью автоматизирован.
Анализ зарубежной практики управления земельными ресурсами показывает, что традиционно краеугольным камнем регулирования земельных отношений является проблема частной собственности на землю. На основании мирового опыта решения этой проблемы надо сделать вывод о том, что установление монополии частной собственности на землю не должно являться стержнем стратегии земельной политики в условиях становления смешанной экономики в России.
Мировой опыт управления земельными ресурсами дает возможность учета существующей методологии при формировании концептуальных основ и экономических механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления в России экономики смешанного типа [32].
II. Анализ управления муниципальной территорией (на примере Администрации Пролетарского района городского округа Саранск)
II.1 Общая характеристика Администрации Пролетарского района городского округа Саранск
Администрация Пролетарского района городского округа Саранск является территориальным органом Администрации городского округа Саранск, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции.
Она обладает правами юридического лица, действует на основании Положения «Об Администрации Пролетарского района городского округа Саранск», имеет право открывать расчётные или иные счета в кредитных организациях и органах федерального казначейства по исполнению сметы расходов для выполнения функций, возложенных на Администрацию района.
Администрация района подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (муниципального учреждения) в соответствии с законодательством.
Администрация района имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельную смету, печать, штампы и бланки.
Администрация района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия, муниципальными правовыми актами, а также Положением «Об Администрации Пролетарского района городского округа Саранск».
Штатное расписание Администрации района утверждается Главой Администрации городского округа Саранск по представлению Главы Администрации района.
Администрация района осуществляет полномочия, определённые Положением «Об Администрации Пролетарского района городского округа Саранск», на территории Пролетарского района города Саранска.
Место нахождения (юридический адрес) Администрации района: 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коваленко, 20 "а".
Задачами Администрации района являются:
обеспечение и защита на территории района прав и свобод граждан, закреплённых в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах;
обеспечение выполнения отдельных полномочий Администрации городского округа Саранск на территории района с целью создания условий для жизнедеятельности населения.
Функции Администрации района представляют круг её полномочий (прав и обязанностей), направленных на достижение поставленных перед ней задач.
К функциям Администрации района относятся:
участие в комплексном социально-экономическом развитии территории городского округа Саранск;
представление Главе Администрации городского округа Саранск предложений по проекту бюджета городского округа Саранск (далее по тексту - местный бюджет), отчётов и информации о деятельности Администрации района, расходованию бюджетных средств, выполнению планов и программ развития района;
осуществление мероприятий, необходимых для увеличения неналоговых доходов местного бюджета;
обеспечение надлежащего содержания, использования и эксплуатации муниципального жилищного и нежилого фонда, бесперебойное обслуживание населения жилищно-коммунальными услугами;
организация и проведение необходимых мероприятий по приему в муниципальную собственность объектов жилищного фонда;
соблюдение требований охраны окружающей среды и санитарное благополучие на территории района, организация благоустройства и озеленения района;
контроль за использованием земель на территории района в пределах предоставленных полномочий, участие в муниципальном земельном контроле;
сохранение расположенных в пределах территории района памятников истории, культуры и архитектуры;
взаимодействие с муниципальными учреждениями, предприятиями, а также иными лицами по вопросам сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов;
организация в границах района электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и водоотведения;
контроль за строительством, ремонтом, эксплуатацией, техническим состоянием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, расположенных на территории района, финансируемых из местного бюджета;
создание условий для развития предпринимательской деятельности и малого предпринимательства, привлечение юридических и физических лиц к участию в социально-экономическом развитии района;
создание условий для развития территориального общественного самоуправления и иных форм участия населения в осуществлении самоуправления;
приём населения, рассмотрение обращений граждан, принятие по ним необходимых мер;
организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
организация деятельности административной комиссии;
создание условий для массового отдыха жителей городского округа Саранск и организация обустройства мест массового отдыха населения;
осуществление функций наймодателя муниципального жилищного фонда городского округа Саранск;
осуществление функций муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств бюджета городского округа Саранск;
обеспечение эффективного и рационального использования материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных на осуществление государственных полномочий;
предоставление уполномоченным органам необходимой информации, связанной с осуществлением государственных полномочий, а также с использованием выделенных на эти цели финансовых средств;
осуществление по поручению Главы Администрации городского округа Саранск иных функций, отнесённых к вопросам местного значения.
Взаимоотношения Администрации района с юридическими лицами строятся на основе норм гражданского и иного законодательства.
Администрация района наделяется необходимым для осуществления своих полномочий муниципальным имуществом, которое закрепляется за ней на праве оперативного управления.
Она не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закреплённым за ней имуществом и имуществом, приобретённым за счет средств местного бюджета.
Финансовые средства Администрации района составляют бюджетные средства, направленные в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Саранск о бюджете на соответствующий финансовый год, на основании сметы расходов.
Финансовые средства Администрацией района используются исключительно для выполнения полномочий, указанных в Положении «Об Администрации Пролетарского района городского округа Саранск».
Администрация района для осуществления своих полномочий имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информационные, аналитические и справочные материалы от структурных подразделений Администрации городского округа Саранск, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих;
использовать для реализации своих полномочий информационные, документационные, правовые и иные материально-технические средства Администрации городского округа Саранск;
привлекать для осуществления отдельных работ специалистов, в том числе на договорной основе.
Руководство Администрацией района осуществляется Главой Администрации района.
Глава Администрации района - должностное лицо, возглавляющее Администрацию района. Глава Администрации района назначается Главой Администрации городского округа Саранск на срок его полномочий.
Работники Администрации района являются муниципальными служащими и назначаются на должность Главой Администрации городского округа Саранск по представлению Главы Администрации района.
Глава Администрации района несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию района полномочий и подотчётен в своей деятельности Главе Администрации городского округа Саранск.
Глава Администрации района несёт ответственность за целевое использование денежных средств, находящихся в распоряжении Администрации района.
Глава Администрации района осуществляет следующие полномочия:
руководит деятельностью Администрации района, обеспечивая решение возложенных на неё задач и функций и несёт ответственность перед Главой Администрации городского округа Саранск за результаты ее деятельности;
представляет в установленном законодательством порядке интересы Администрации района, а также осуществляет их защиту в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных юридических лицах, в том числе в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
обеспечивает наиболее эффективное и рациональное функционирование объектов районного хозяйства на территории района;
представляет Главе Администрации городского округа Саранск проекты финансирования района, для включения их в проект местного бюджета, вносит предложения по планам и программам социально-экономического развития района и городского округа;
обеспечивает эффективное использование финансовых и материальных ресурсов, переданных Администрации района;
заключает от имени Администрации района договоры и соглашения в пределах предоставленной ему компетенции;
ведёт прием населения, рассматривает обращения граждан и юридических лиц;
подписывает документы финансового, материально-имущественного и расчетного характера;
обеспечивает ведение делопроизводства и хозяйственную деятельность Администрации района;
осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в пределах установленной компетенции Администрации района.
обеспечивает регулирование трудовых отношений, в том числе проведение аттестации и ведение личных дел и трудовых книжек муниципальных служащих Администрации района [23].
II.2 Оценка эффективности управления муниципальной территорией
Оценка эффективности представляет чрезвычайную практическую ценность, поскольку позволяет подсчитать, насколько правильно выбраны направления деятельности и какой результат она приносит.
Эффективность управления муниципальной территорией может быть оценена по различным взаимодополняющим критериям: