Эффективность управления муниципальной территорией (на примере Администрации Пролетарского района городского округа Саранск)

1.                 Эффективность с точки зрения необходимости

(Indispensable effectiveness)

В качестве критерия эффективности следует указать логический критерий, или проверку здравым смыслом. Оцениваться может как в целом деятельность соответствующего органа с точки зрения оправданности самого его существования и определения общей и конкретной социальной пользы от его деятельности, как в целом, так и от отдельных мероприятий или направлений его деятельности, внедряемых проектов, принятия новых задач и функций. При этом требуется ответить на вопрос «а что это даёт?». Несмотря на всю тривиальность данного критерия, на практике его несоблюдение оборачивается неожидаемыми результатами (unprecedented consequences). В сфере социальных отношений нередки такие решения, которые исходят из удовлетворения узкогрупповых или даже индивидуальных интересов, и при этом наносят ущерб общественному благополучию. Например, В Пролетарском районе идёт строительство храма Казанской Божьей матери. Его строительство планируется завершить к приезду Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Саранск, который намечен в 2011 году. Также будет облагорожена и площадь рядом с храмом. Строительство храма необходимо жителям Светотехстроя, следовательно, это оправданное строительство. А строительство нового крупного торгового центра Рио на Соборной площади, на мой взгляд, вовсе не обязательно [26].

2.                 Эффективность с точки зрения исполнения плана (Plan Realization)

В качестве оценки результатов деятельности принято использовать показатели, характеризующие степень выполнения поручений или плановых (иногда прогнозных) заданий. В этом случае имеется дело с методом «отношение «факт/план», которое легко определяется методами статистики. Когда происходит превышение плана, то это оценивается как позитивный результат (хотя КПД, как свидетельствует практика, почти всегда ниже 100%). Недовыполнение плана свидетельствует о серьёзных упущениях в работе, несоответствии исполнителя занимаемой должности или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей. Хотя, такой подход не всегда корректен и оправдан. Во-первых, необходимо учитывать форс-мажор. Во-вторых, изменение обстановки. В-третьих, изначально плановые показатели могут поставить завышенную планку или содержать объективно недостижимые требования [36] . Например, на месте старого здания Почты планируется за год построить новое, функциональное, с так называемым видовым лифтом. Располагаться он будет снаружи здания, а сам фасад будет выполнен из стекла. В проекте предусмотрено отвести два этажа под операционные залы, что, несомненно, повысит эффективность работы и "пропускную способность" операционистов. Около здания Главпочтамта будет установлен знак "Нулевой километр" и от него пойдёт отсчёт расстояния по всем направлениям от Саранска. Но фактически год для того, чтобы всё успеть сделать – это мало [26].

В практике такой подход очень часто встречается. Это часто имеет место в программах правительства на долгосрочную перспективу.

3.                 Целевая и исполнительская эффективность (Target & Implementation effectiveness)

Эффективность управления состоит из двух самостоятельных аспектов, первый из которых – целевая эффективность или эффективность целеполагания (правильность выбора и постановки целей), а второй – исполнительская эффективность (или качество и степень достижения поставленных целей и задач).

Целевая эффективность отвечает на вопрос − «насколько задачи соответствуют действительным потребностям, имеющимся в обществе». Она может сводиться к разрешению проблем, удовлетворению текущих нужд на должном уровне и открытию перспектив, означающих выход на новые уровни удовлетворения общественных потребностей и означающих его новое более прогрессивное состояние. Целевая эффективность может быть выражена в вопросах: что нужно делать? и насколько это нужно делать? какие неприятности с этим могут быть связаны? что нам это даст? [36]

Например, такой масштабный проект, как строительство нового жилого микрорайона по улице Победа – действительная потребность молодых семей в жилье. Работы уже начаты, а новые дома запланировано построить недалеко от Республиканской больницы (в сторону п. Берсеневка). Рассчитан район на две тысячи жителей, там же будет построен детский сад, Для того чтобы связать новый микрорайон с остальными микрорайонами Пролетарского района будет построен подземный переход [26].

Коэффициенты к оценке целевой эффективности почти не применимы.

Кроме количественных измерителей можно использовать и такие характеристики как: удобство, надёжность, быстрота, стабильность. Хотя в общем случае, эффективность общественной деятельности - это объём услуг, которые получают граждане. Но они, как правило, не имеют стоимостного измерения и не могут быть легко суммированы.

Интегрированным показателем, который будет учитывать правильность целеполагания и точность выполнения поставленных сверху заданий будет общая (или интегральная) эффективность.

Все эти виды можно выразить следующими формулами.


                                                   Поставленные цели

Целевая эффективность = –––––––––––––––––––––––––––––––

                                                  Действительные потребности

                                                                Достигнутые результаты

 Исполнительская эффективность = ––––––––––––––––––––––––––––––

                                                             Поставленные цели


                                                   Достигнутые результаты

Общая эффективность = –––––––––––––––––––––––––––––––

                                             Действительные потребности


4.                 Сравнительная эффективность (Relative effectiveness)

Сравнительная эффективность (или неэффективность) – соответствие стандартам или наилучшим образцам, принятым в мировой практике, или среднему уровню, соответствующему данному уровню развития производительных сил в обществе, достигнутому в настоящий момент времени. Этот показатель очень часто используется в российской практике.

Сравнивать можно как с соседними регионами, так и со странами мира [36].

Для расширения кругозора оценки лучше сравнивать и с субъектами РФ и с зарубежьем. При этом оценивать и общее, и частности.

Например, в рамках участия в Чемпионате мира по футболу 2018 и к принятию матчей чемпионата на российских стадионах в Саранске возведут новый футбольный стадион на 30 тысяч мест. Новый стадион будет построен на берегу реки Инсар.

Ещё одним из новых спортивных сооружений, строительство которого началось в 2010 году, станет стадион водных видов спорта, где будет располагаться 50-метровый бассейн и 10-метровую вышка с трамплином. Сам стадион планируется строить между Ледовым Дворцом со стадионом Старт.

5.                 Реактивная эффективность (Challenge effectiveness)

Эта разновидность эффективности определяет точность, адекватность, скорость и чёткость реакций на вызовы окружения и стоящие перед муниципалитетом проблемы. Например, строительство и открытие Национального театра оперы и балета, который расположен по ул. Богдана Хмельницкого, а также строительство новой национальной библиотеки.

6.                 Критерий развития (Development effectiveness)

В качестве ориентира для оценки эффективной деятельности можно назвать критерий развития (Development effectiveness). Простой на месте, или пробуксовка в деятельности территориального органа часто связывается с застойными явлениями в обществе. Например, реконструкция здания Первого корпуса Мордовского Государственного Университета. По проекту это будет 17-этажное здание, 9 этажей из которых займут учебные аудитории, а остальные - административные помещения; преобразована будет и площадь перед главным зданием МГУ им. Н.П. Огарёва. Также построено новое современное здание Института национальной культуры; идут полным ходом работы по демонтажу стадиона "Светотехника", на его месте появится площадь Тысячелетия, которая протянется до библиотеки имени А.С. Пушкина. Планируется сделать эту часть города не проезжей и построить подземную дорогу.

Различают также финансовую и предметную эффективность. Если подсчёт ведётся в деньгах, то обычно возникает ощущение, что чем больше денег потрачено, тем больше сделано. Практика показывает, что это далеко не так. Например, количество плитки, которой благоустроили городские улицы, не говорит нам о том, сколько она прослужит. Ведь если материал недолговечен, некачественен, то она прослужит не долго, её скоро придётся менять. Кроме того, нужно оценить эстетический облик этой плитки. Вместе с тем, финансовые документы, по которым соответствующие городские службы привыкли отчитываться о проделанной работе лишены подобных характеристик. В них лишь зафиксировано, что на закладку такого-то количества плитки затрачено столько-то миллионов рублей. Целесообразно оценить хотя бы срок, который прослужат потраченные миллионы.

В оценке эффективности управления муниципальной территорией есть свои особенности, среди которых можно назвать сложность, которая проявляется в том, что Администрация Пролетарского района городского округа Саранск не производит материальной продукции, или хотя бы услуг, по которым можно оценить степень удовлетворённости потребителя. Цель её деятельности, как муниципального учреждения, состоит в другом - участвовать в комплексном социально-экономическом развитии территории городского округа Саранск. В её задачи входит обеспечение и защита на территории района прав и свобод граждан, закреплённых в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах, обеспечение выполнения отдельных полномочий Администрации городского округа Саранск на территории района с целью создания условий для жизнедеятельности населения, что в целом направлено на решение общественных и даже межгосударственных задач.

В принципе каждая инициатива, каждое регулирующее воздействие ведомства должны оцениваться, проходить проверку её целесообразности и эффективности, а затем должен подсчитываться суммарный эффект всего комплекса мероприятий и тех последствий, которые с точки зрения системности, непротиворечивости, взаимной связанности, которые они оказывают на состояние и развитие экономики. Но такой подход чрезвычайно масштабен и трудоёмок, очень сложно вычленить и исключить влияние случайных и внешних факторов. Поэтому на практике такой подсчёт редко используют (он более целесообразен при подготовке масштабных решений и предвидении их последствий, например, по таким вопросам, как вступление России в ВТО).

Итак, Администрацию нельзя оценивать с точки зрения её внутренней деятельности (как это имеет место в случае с предприятиями, далее используется модель «чёрного ящика»: вход, выход и отношение «результаты и затраты» или «выход к входу»). В случае с органом власти и управления приходится делать акцент на тех изменениях, которые управляющая деятельность производит во внешней среде, объекте управления, характер и степень этих изменений. Самое сложное – это выявить влияние работы муниципалитета на общество, складывающиеся в нём отношения и определить результат этой работы. Кроме того, нельзя забывать, что любая деятельность всегда имеет хорошие и плохие стороны и может продуцировать одновременно как положительные, так и отрицательные результаты. Издержки деятельности органов муниципальной власти в целом - это не только налоги, которые означают изъятие доходов у различных слоёв общества, но и эффект «вытеснения», который означает сокращение частных инвестиций и сокращение ВНП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты