Экологическое право как отрасль права

Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира, в лесном, горном законодательстве.


47.           Правовая охрана лесов


N 200-ФЗ ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Все леса на территории Российской Федерации подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В целом охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Кроме того, установлены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417.

Защита лесов от вредных организмов предполагает такие мероприятия, как проектирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, санитарно-оздоровительные мероприятия, специальные экспедиционные лесопатологические обследования, лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций и контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.

Единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, установлены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414.

В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы, порядок организации и выполнения которых регулируется Правилами организации и осуществления авиационных работ по защите лесов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2007 N 385 <1>, и Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Рослесхозом от 22 сентября 1997 г. N 122.

Леса подлежат охране от загрязнения радиоактивными веществами. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ были утверждены Особенности охраны лесов.

К числу мер по охране лесов относится также охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в том числе и в области охраны и защиты лесов.


48.           Понятие и значение экологической экспертизы проектов


Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Закон РФ «Об экологической экспертизе»

Важное значение имеет экологическая экспертиза проектов, предупреждение возможных неблагоприятных воздействий, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; проекты соглашений о разделе продукции - являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.


49.           Ведение лесного хозяйства и право лесопользования


Использование лесов допускается в следующих целях:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства; и т.д.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам. Гражданам - в аренду либо безвозмездное срочное пользование

Конкретный вид права пользования зависит от вида использования лесного участка, предусмотренного Лесным кодексом РФ.

Особые требования законодатель устанавливает для предоставления лесных участков на праве аренды, что находит свое отражение в следующем:

1. Обязательно проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 72, 74 Лесного кодекса РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 Лесного кодекса РФ);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74 Лесного кодекса РФ).

2. Обязательно проведение государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков.

3. Установлены минимальный и максимальный сроки для договора аренды лесного участка. Срок от 10 до 49 лет - это так называемый общий срок, а до 49 лет или от 1 года до 49 лет - специальные сроки, в течение которых использование лесов допускается в целях, например:

выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - до 49 лет (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов - от 1 года до 49 лет (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - до 49 лет (ст. 45 Лесного кодекса РФ).

Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки. В этом смысле положения земельного и лесного законодательства взаимодополняют друг друга.


50.           Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду


Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

- обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;

- обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности; включая "нулевой вариант" (отказ от планируемой деятельности);

- обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных;

- отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов;

- обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации;

- учета положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие;

- недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Названные принципы являются обязательными для заказчика намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа:

1) уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:

- подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

- информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;

- проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;

- проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности;

2) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты