Экологическое право как отрасль права

70.           Планирование мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования


Общие нормативные требования к государственному планированию в сфере природопользования и охраны окружающей среды на современном этапе определены Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В соответствии с этим Законом под государственным прогнозированием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу.

На основе концепции разрабатываются государственные программы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются следующие программы:

- Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99;

- Федеральная целевая программа "Мировой океан", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919;

- Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 637;

- Федеральная целевая программа "Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1237.


71.           Порядок обращения с химическими и биологическими веществами


Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством.

Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

Государственная регистрация веществ и отдельных видов продукции проводится на основании:

- оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

- установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;

- разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Проведение государственной регистрации возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также уполномоченные им учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Ряд специальных требований и мер природоохранного назначения предусмотрен Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат:

- регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов;

- экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов;

- государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;

- лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

- стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов;

- государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Необходимость регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов - новое и важнейшее правовое требование в рассматриваемой сфере.

Зарегистрированный пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.


72.           Финансирование мероприятий в области обеспечения охраны окружающей среды и природопользования


Общие требования к планированию природоохранных мероприятий предусмотрены Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Положения по финансированию природоохранной деятельности определяются бюджетным законодательством, об экологических налогах - Налоговым кодексом РФ.

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся:

- планирование природопользования и охраны окружающей среды;

- финансирование охраны окружающей среды;

- платежи за природопользование;

- экологическое страхование;

- меры экономического стимулирования.

Очевидна теснейшая связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансово емкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятиях составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. В то время как в СССР доля затрат на охрану окружающей среды в ВВП составляла всегда менее 1%, в 80-е годы эти затраты экономически развитых зарубежных государств были: в США -1,47%, в ФРГ -1,5%, Японии -1,25%.

В государственном бюджете финансовые средства на охрану окружающей среды выделяются по двум направлениям - финансируются целевые государственные программы в данной сфере и деятельность специально уполномоченных государственных (МПР России, Ростехнадзора, Росгидромета и др.).

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической ситуации в России важным источником финансирования природоохранной деятельности являются внебюджетные государственные экологические фонды. Их формирование - новое для российского экологического права направление в регулировании финансирования природоохранных мероприятий.

Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" были упразднены с 1 января 2001 года Федеральный экологический фонд РФ, а также предусмотренные Законом РФ "О недрах" федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов могут формироваться свои экологические фонды. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <80> порядок образования и деятельности внебюджетных фондов субъекта РФ определяется законодательством субъектов РФ. Созданные в субъектах РФ экологические фонды и порядок их функционирования могут существенно отличаться друг от друга.


73.           Правовые меры обеспечения радиационной безопасности


Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Этот Закон устанавливает принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия, проводимые в этих целях, государственное нормирование для обеспечения безопасности, лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, производственный и общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности и другие меры.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности Закон признает:

- принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

- принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

- принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается рядом мероприятий:

- проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

- осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

- информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

- обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.


74.           Платежи за природопользование


Платность является одним из основных принципов природопользования. Плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят.

Два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду.

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. .

Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20).

Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ.

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16). К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты