Допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.
Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
18. Историческая обусловленность экологического права
Историческая обусловленность – это черта, которая присуща всем принципам экологического права. С изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования. Так, если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен – это и есть историческая обусловленность ЭП.
19. Понятие и виды особо охраняемых территорий. Порядок учреждения и управления
Наибольшую конкретизацию особо охраняемые территории получили в Законе РФ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. В преамбуле.
Понятие:
Особо охраняемые территории — это участки земли и водного пространства, имеющие особое природоохранное, научное, культурное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. Эти территории и объекты являются главным средством сохранения биоразнообразия, т. е. устойчивости биосферы.
Виды:
В настоящее время к особо охраняемым территориям и объектам относятся государственные заповедники и заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ. Наряду с этим правительство РФ, региональные исполнительные органы и органы местного самоуправления могут устанавливать также иные формы особо охраняемых территорий, например, зеленые зоны городов, городские леса и парки, памятники садово-прикладного искусства, охраняемые природные ландшафты и т.п.
Порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям федерального значения, их использования и охраны устанавливает Правительство РФ на основании федеральных законов. Управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых территорий устанавливает Правительство РФ и Минприроды России. Для оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения об их географическом положении, границах и статусе этих территорий, режиме, природопользователях, научной, исторической и культурной ценности.
Источниками экологического права по данному вопросу являются ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.), «Об охране окружающей среды».
Основными чертами правового статуса особо охраняемых территорий и объектов являются:
· их принадлежность к объектам общенационального достояния;
· полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования;
· установление особого режима охраны;
· отнесение их к объектам государственной собственности;
· получение особого статуса — федерального, регионального, местного;
· включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий;
· установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.
20. Концепции экологического права
Концепция потребительского отношения к природе. Концепция потребительского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.
Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия.
Учение о ноосфере. разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.
Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого. Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира.
Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.
Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60 - 70-ые годы явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники считают, что для того чтобы предупредить экологическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечество должно ограничить свои потребности, развитие экономики, которая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей и рост численности населения.
Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оцениваются как утопичные и реакционные.
Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы - концепция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН в 1984 году. В задачи Комиссии входила, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.
Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель устойчивого развития основана на идее равенства интересов настоящего и будущих поколений. Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных Указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
21. Правовой режим государственных природных заказников
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами - с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:
а) комплексным (ландшафтными) - предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;
б) биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;
в) палеонтологическими - для охраны ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);
д) геологическими - для сохранения неживой природы.
Государственные природные заказники федерального значения образуются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
22. История развития экологического законодательства
Формирование экологического права прошло три основных этапа:
Первый этап охватил 1917 – 1968 гг. до принятия основ законодательства о земле, которые определили иные природоресурсовые отрасли (горное, лесное, водное) права от экологического права.
Второй этап – период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающим в сферу регулирования экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.), и годы коллективного признания экологического права.
Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18