Главным направлением защиты земель от загрязнения остается выявление и устранение источников поступления загрязненных веществ в почву. В этом плане первостепенное значение приобретает организация мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами и разработка комплекса общегосударственных мероприятий по охране земель.
В Кодексе Республики Беларусь о земле установлены экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При осуществлении указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. В противном случае, как определено в статье 137 указанного Кодекса, ввод в эксплуатацию данных объектов и применение новых технологий запрещается.
Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель
Кроме того, правовая охрана земель осуществляется экономическими мерами, связанными со стимулированием заинтересованности землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности. В соответствии со статьей 138 Кодекса Республики Беларусь о земле экономическое стимулирование охраны земель включает:
• выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов;
• освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ;
• предоставление льготных кредитов;
• частичную компенсацию снижения дохода с земельных участков в результате временной консервации нарушенных не по их вине земель из средств бюджета;
• поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции.
Правонарушение - в широком смысле антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Под экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющее вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через них - и здоровью человека, либо содержащее реальную угрозу причинения такого вреда.
По мнению профессора А.А. Рябова, земельным правонарушением признается виновное, противоправное поведение, посягающее на установленный земельным законодательством порядок использования земли в качестве эколого-экономического объекта. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие авторы. Синтезируя эти понятия, можно сделать вывод, что земельное правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные в государстве правила пользования и охраны земель.
Правонарушения подразделяются:
• на гражданские правонарушения (причинение вреда личности, имуществу граждан или юридических лиц, распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию и т. п.);
• на административные правонарушения (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т. п.);
• на дисциплинарные проступки (прогул, опоздание на работу и др.).
Наиболее опасным видом правонарушения является преступление.
Основные виды земельных правонарушений определены в статьях 88 и 158 Кодекса Республики Беларусь о земле. К ним, в частности, можно отнести:
• совершение незаконных сделок землепользователями и землевладельцами с земельными участками (купля-продажа, аренда, дарение, залог, самовольный обмен), находящимися в пользовании, пожизненном наследуемом владении;
• самовольное занятие земельных участков;
• порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
• засорение земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами;
• размещение строительства, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользование земельных участков или использование их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
• невыполнение требований природоохранного режима использования земель; использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;
• невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;
• несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
• уничтожение, самовольный перенос межевых знаков границ землепользовании и землевладений;.
• искажение сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель.
Перечень земельных правонарушений дан также в статьях 15.6, 15.10, 15.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
• неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей;
• нецелевое использование земель;
• уничтожение плодородного слоя почвы;
• невыполнение правил рекультивации земель;
• нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
• нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель;
• невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения;
• невыполнение иных требований по охране земель;
• загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;
• незаконное повреждение земель;
• неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования;
• нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
• порча земель;
• нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами и т. д.
В целом же земельные правонарушения можно классифицировать на два вида:
• нарушения права собственности, права пользования и права пожизненного наследуемого владения;
• нарушения порядка рационального использования земель.
Состав земельного правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона
Для того чтобы то или иное деяние можно было считать правонарушением, оно должно характеризоваться совокупностью необходимых признаков, образующих состав правонарушения. Отсутствие в совершенном деянии хотя бы одного признака состава правонарушения исключает возможность признания этого деяния правонарушением и привлечения к юридической ответственности лица, его совершившего.
Обязательными элементами состава правонарушения являются:
• объект правонарушения;
• объективная сторона правонарушения;
• субъект правонарушения;
• субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются те или иные общественные отношения, регулируемые правом. Объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области использования и охраны земель - право собственности на землю, порядок предоставления земельных участков и т. д.; права и законные интересы физических и юридических лиц: землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов. В качестве предмета посягательства выступает земля как природный объект и природный ресурс.
Объективная сторона земельного правонарушения выражается в действиях, нарушающих земельно-правовые предписания, причиняющих вред земле, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписаний. Действиями, нарушающими земельно-правовые предписания, являются:
• самовольное занятие земельного участка;
• размещение, строительство, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
• использование земельного участка не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются, и т. д.
Многие земельные правонарушения обусловлены невыполнением:
• требований природоохранного режима использования земель;
• условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и т. д.
Противоправное поведение посягает на установленный в государстве земельный правопорядок. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма земельного законодательства. К числу основополагающих признаков объективной стороны земельного правонарушения относится причинение вреда земле, землевладельцу или землепользователю, государству. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.
Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста, или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью (обязательством возмещения ущерба).
Субъектом земельного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. В последнее время законодательство значительно расширило круг возможных нарушителей земельного законодательства. Так, сначала в Законе Республики Беларусь от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» (статья 27) , а затем в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь
от 22 июня 2001 г.2 установлено право приобретения иностранными инвесторами земельного участка в собственность. Еще ранее Закон Республики Беларусь «Об аренде» предоставил право аренды земли на территории Республики Беларусь иностранным гражданам, юридическим лицам и иностранным государствам.
Субъективная сторона правонарушения - психическое отношение правонарушителя к содеянному. Субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Вина выражается в форме умысла и неосторожности. Признаком субъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения.
Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельною законодательства
Юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.
В юридической литературе по-разному трактуется понятие «юридическая ответственность». В частности, Ф.Х. Адиханов под юридической ответственностью понимает меры государственного принуждения, которые выражаются в неблагоприятных для правонарушителя последствиях личного или имущественного характера. По мнению профессора В.В. Петрова, ответственность проявляется как обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушения.