Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель

Таким образом, ответственность за нарушение земельного законодательства состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера и представляет собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстановления нарушенных прав и сохранения земель.

Как система мер государственного принуждения, применяемых к виновным в случае неисполнения предписаний земельно-правовых норм, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства направлена на стимулирование соблюдения правовых норм, восстановление нарушенных земельных прав, предупреждение совершения новых правонарушений.

Юридическая ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц возникает с момента совершения земельного правонарушения.

Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются:

• на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка);

•   правовосстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу);

•   компенсационные (возмещение вреда).

Правовая ответственность за земельные правонарушения в зависимости от применяемых санкций в соответствии со статьей 158 Кодекса Республики Беларусь о земле подразделяется:

•   на гражданскую ответственность;

•   административную ответственность;

•   уголовную ответственность.

В законодательстве, в том числе земельном, употребляются различные термины: вред, ущерб, упущенная выгода, убытки. При этом вред следует рассматривать как понятие родовое, в комплексе охватывающее и ущерб, и убыток.

Вред - это объективный результат противоправного поведения, это действия или бездействия, повлекшие ухудшение состояния окружающей среды, в том числе земле, причиняемые нарушением правовых экологических требований. Вместе с тем вред может наступать и при отсутствии нарушения закона (при правомерных действиях).

По мнению В.В. Петрова, вред природной среде - это обобщенное понятие, включающее 3 элемента:

•   реальный ущерб (потери в природной среде, природных объектах и природных ресурсах, расходы на восстановление нарушенного состояния);

•   убытки в виде неиспользованных затрат, дополнительных расходов;

•   убытки в виде недополученных доходов - упущенной выгоды1.

Вред, наносимый земле, органически связан с экономическим. Однако их отличие состоит в том, что первый в большинстве своем носит более длительный характер. Исходя из специфики данного вида вреда его не всегда можно оценить материально и чаще всего невозможно восстановить в натуре. В этой связи весьма важным представляется превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Действующая Конституция Республики Беларусь установила право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 96). В то же время Закон Республики Беларусь от 26 июня 1992 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф (статья 8).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (статьи 263-283) устанавливает уголовную ответственность за умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение требований экологической безопасности, загрязнение атмосферы и т. д.

Составными частями вреда, наносимого земельным ресурсам, являются ущерб, убыток, упущенная выгода, моральный вред.

Ущерб имущественный - ущерб, нанесенный имуществу физического или юридического лица вследствие причинения ему вреда или неисполнения заключенного с ним договора.

Убыток ~ в гражданском праве выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого. Под убытком понимаются:

•    реальный ущерб, т. е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

•    неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Моральный вред в контексте права окружающей среды как элемент вреда, нанесенного земельным ресурсам, заключается в нравственных или физических переживаниях и страданиях в связи с ухудшением состояния здоровья человека из-за загрязнения земель химическими, радиоактивными и иными вредными веществами, потерей в этой связи работы и т. д.

Экологический ущерб проявляется в форме загрязнения, порчи, уничтожения, повреждения, истощения земельных ресурсов. Вследствие влияния данных форм и деградации земель может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Совершая количественные и качественные изменения в окружающей природной среде через ухудшение состояния земель, экологический вред негативно воздействует на жизнь и здоровье человека, его генетическую программу, на состояние материальной базы хозяйствующих субъектов, снижение производительности труда, ухудшение других экономических показателей. В данном случае причиняемый земельным правонарушением вред выступает в форме экономического вреда (посягает на экономические интересы землепользователя) и экологического вреда (выражается в нарушении экологических интересов общества в благоприятной окружающей среде -загрязнении, истощении, разрушении земель).

Кроме того, зачастую экологический ущерб связан с недополучением землепользователем доходов, которые он мог бы получить при нормальных условиях, т. е. связан с упущением выгоды. К примеру, землепользователь мог бы получить более чистую в экологическом отношении, менее загрязненную различными химическими и радиоактивными веществами продукцию и более выгодно ее продать, если бы загрязнение окружающей среды было меньшим.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства


Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение земельного законодательства является административная ответственность как форма юридической ответственности физических и юридических лиц, должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение в сфере использования и охраны земель. Под административным правонарушением (проступком) следует понимать предусмотренное действующим законодательством противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на установленный в государстве правопорядок, права и свободы граждан.

Одним из обязательных условий самостоятельного существования административного проступка в сфере использования и охраны земель (равно как и других природных объектов и природных ресурсов) является отсутствие в нем состава преступления.

Подобно уголовному правонарушению (преступлению), административное правонарушение включает 4 элемента, образующих его состав (субъект, объект, субъективную, объективную стороны). Как правило, разграничение составов преступлений и проступков идет по 3 признакам: умысел; повторность; наличие вреда. По умыслу проводится разграничение в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь (порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере), в статье 263 (умышленное уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов). По повторности разграничения проводятся в большинстве статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (раздел IX «Преступления против экологической безопасности и природной среды»), где требуется административная преюдиция, т.е. привлечение к уголовной ответственности после применения мер административного воздействия. По наличию вреда разграничивают преступления и проступки в основной массе экологических составов. Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, так как наличие вреда они считают необходимым элементом состава.

В целом административная ответственность за нарушение земельного законодательства означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере землепользования. Помимо определенных статьей 6.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) от 21 апреля 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1 административных взысканий (предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета административного правонарушения) к их числу можно отнести и некоторые другие меры административно-правового характера, однородные с лишением определенных прав - лишение разрешений (лицензий) на занятие определенной деятельностью, принудительное прекращение деятельности предприятия (его части), приостановление или ограничение права природопользования и т. п.

В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, учреждения и т. п., а специально уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами в точном соответствии с их компетенцией. Так, в соответствии со статьей 15.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) органы, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, привлекают к административной ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов.

Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи его Особенной части, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за которую было наложено указанное взыскание.

Для административной ответственности в сфере землепользования характерным является, прежде всего, то, что административные правонарушения относительно не опасны в сравнении с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят более мягкий характер. Однако, учитывая, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, законодательство обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие или отягчающие обстоятельства, т. е. вводит правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты