Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель

В частности, в соответствии со статьей 7.2 КоАП смягчают административную ответственность следующие обстоятельства:

•   чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

•   предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

•   добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

•   наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

•   совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

•   совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

•   совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

•   совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Суд, а также орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в КоАП. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Вместе с тем КоАП (статья 7.3) установил обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Такими обстоятельствами признаются:

•   продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

•   совершение административного правонарушения повторно;

•   вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

•   совершение административного правонарушения группой лиц, т. е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

•   совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

•   совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

•    совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

•    совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

•    совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

•    совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

Кроме того, суд либо орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать в отдельных случаях отягчающим административную ответственность некоторые обстоятельства.

Вместе с тем административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности не только по органам, ее применяющим, но и по характеру санкций, особому процессуальному порядку ее применения. Как и уголовная, административная ответственность может применяться в совокупности с гражданско-правовой. Тем не менее, законодательство не допускает применения одновременно мер административной и уголовной ответственности. В данном случае, в зависимости от признания соответствующего правонарушения административным проступком или преступлением, применяется один из указанных видов ответственности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административная ответственность применяется только за те административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В этой связи проблема соотношения преступления и проступка весьма актуальна, так как именно это обусловливает наиболее точное применение закона и законности. К примеру, статья 15.11 КоАП признает нарушения, связанные с порчей земель. Те же действия в соответствии со статьей 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь признаются преступлением, если они совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. Таким образом, в каждом конкретном правонарушении в области охраны природы есть признаки, позволяющие отграничить преступление от проступка.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается в статье 158 Кодекса Республики Беларусь о земле. Конкретные же виды административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды устанавливаются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, статья 15.10 данного Кодекса предусматривает ответственность за неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей либо нецелевое использование земель. Этот вид административного правонарушения проявляется в том, что отдельные участки земли остаются без использования, часть ценных угодий переводится в бросовые земли, пахотные земли - в сенокосы, пастбища и т. д.

В соответствии со статьей 15.11 КоАП порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель влекут административную ответственность. Порча земель выражается в разрушении плодородного слоя почвы, ухудшении физического, химического или биологического состояния почвенного покрова либо нарушении рельефа поверхности, в результате которых использование земельного участка для сельскохозяйственных нужд стало невозможным или экономически невыгодным без проведения работ по рекультивации земель.

Данная статья предусматривает также административную ответственность за засорение сельскохозяйственных и других земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами. Одной из причин засорения сельскохозяйственных и других земель является организация в неустановленных местах свалок для строительных, бытовых отходов и отбросов.

После аварии на Чернобыльской АЭС в КоАП были внесены некоторые дополнения, предусматривающие административную ответственность в связи с радиоактивным загрязнением обширных территорий. Так, Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. в Кодекс об административных правонарушениях была введена статья 53, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами1. Аналогичная норма имеется и в новом КоАП, принятом 21 апреля 2003 г. Так, согласно статье 15.5 данного Кодекса самовольное захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов или других предметов, загрязненных радионуклидами, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях обращается внимание на недопустимость самовольного отступления от проекта внутрихозяйственного землеустройства (статья 15.12) и устанавливается ответственность за уничтожение межевых знаков границ землевладений и землепользовании (статья 15.13).

Административная ответственность наступает в связи с реализацией проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы. Данное правонарушение в соответствии со статьей 15.3 КоАП влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Уголовная ответственность в сфере землепользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых установлена его вина, т. е. умысел или неосторожность. Уголовная ответственность в данной сфере применяется только судом и после предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь. Единственным основанием назначения уголовного наказания за земельное правонарушение является приговор суда. Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере землепользования по сравнению с иными видами ответственности (арест, ограничение свободы, лишение свободы, штраф, значительно превышающий размер, установленный при административных взысканиях и т. д.). Таким образом, уголовная ответственность в сфере землепользования наступает за совершение предусмотренных уголовным законодательством преступлений, которые обладают наивысшей общественной опасностью, применяется только по приговору суда и предусматривает более суровые виды наказания по сравнению с иными видами ответственности.

Для применения уголовной ответственности в области земельных отношений важное значение имеют особенности причиненного вреда. Во-первых, в отличие от гражданских правоотношений, где взыскание вреда возможно лишь в той степени, в какой он поддается денежной оценке, в уголовных правоотношениях степень причиненного вреда может оцениваться не только в денежном выражении, но и с точки зрения значительности происшедших или возможных последствий для земельных ресурсов. Во-вторых, в уголовных правоотношениях принимается во внимание не любой вред, наносимый земле в результате антропогенной деятельности, а вред противоправный, следствием которого являются нарушения природоохранительного законодательства. Правомерный вред, причиняемый окружающей среде в результате лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от гражданских правоотношений не влечет уголовной ответственности. В-третьих, если в гражданском правоотношении причинно-необходимая связь между противоправным поведением и наступившим вредом в ряде случаев может принимать более общие формы, то в уголовном правоотношении степень причинно-необходимой связи должна быть более конкретна. Прежде всего, данное требование обусловлено индивидуализацией уголовной ответственности, принципом виновности в совершении преступления.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения представляющих собой общественную опасность действий, посягающих на установленный земельный правопорядок. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Преступлением против экологической безопасности и природной среды, как отмечается в преамбуле главы 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь, признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты