Эволюция советских конституций и динамика советской системы

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Естественно возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению СССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан.

Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией было предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

 

4. Кризис советской системы и Конституция "общенародного государства"


Дискуссионная проблема роли личности в истории, объективных и субъективных факторов, закономерности и случайности, но факт что после смерти И.В. Сталина советское государство не имело достойных руководителей и шло к закату. Стояли менее глобальные задачи тяжелая промышленность была создана, оставалось развить легкую и обеспечить гражданам достойное существование. Но во время хрущевской "оттепели" все потекло и закапало, самодурство, кукурузно-целинные эпопеи, самоунижение XX съезда, в итоге получившая относительную безнаказанность бюрократия не смогла решить поставленных задач.

В стране началась инфляция, для уменьшения денежной массы правительство провело девальвацию и выпустило облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Возникают перебои в снабжении продуктами, сначала в центральной России, а потом и в больших городах.. В более мелких городах была введена карточно- талонная система на продукты питания. Растет импорт продовольствия. В условиях экономических проблем и снижения репрессивных функций государства стал расти теневой (по сути спекулятивно-капиталистический) сектор экономики и связанный с ним криминальный мир.

СССР был вынужден принять стратегию "мирного сосуществования двух систем" хотя бы для того, чтобы проще было покупать на мировом рынке потребительские товары, стратегические технологии и сбывать свой единственный товар - нефть. В результате СССР был интегрирован в экономическую систему, находившуюся под контролем мировой финансовой закулисы. Попав в экономическую зависимость от запада советское государство было обречено.

Принятие Брежневской Конституции было вызвано, в том числе и экономическими трудностями, которые испытывал СССР, бюрократия не способная решить насущные проблемы страны встала на путь популизма и лакировки действительности.

Уже в период правления Н. С. Хрущева стала формироваться доктрина общенародного государства, которая нашла воплощение в нормах Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных республик. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.

Доктрина общенародного государства была призвана показать изживание классовых противоречий внутри советского общества, которое основывалось на союзе рабочих, крестьян и интеллигенции. Отсутствие социальных слоев, способных выражать несогласие или противостоять конституции, создавало видимость всеобщего согласия и политического одобрения социального и правового порядка. А. Н. Медушевский с позиций политической социологии считает, что "тезис об общенародном государстве, ставший венцом советской конституционно-правовой доктрины, выражал новую легитимирующую основу (не классового, а народного суверенитета), призван был придать патриархальной системе партийного абсолютизма некоторые популистские черты".

Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. В первые годы Конституция характеризовала страну "развитого социализма", превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". В тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

Стратегическая цель превращения диктатуры пролетариата в режим народовластия повлияла на выработку концепции самоуправления трудящихся, которая предполагала повсеместную и широкую замену форм государственного управления формами общественного самоуправления. При этом на государственные посты стали допускаться беспартийные граждане, а на выборах стал выдвигаться единый блок "коммунистов и беспартийных".

Рамки "социалистической демократии" были расширены. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства.

Конституция закрепила также более широкий перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья.

Конституционные личные и политические права и свободы, широко закрепленные в конституционном тексте, не имели развернутого механизма гарантий как на законодательном уровне, так и на уровне судебной защиты. Конституция не была актом прямого действия.

Конституция общенародного государства пока еще носила преимущественно коллективистский характер и ставила интересы государства и общества выше интересов личности.

Застой эпохи Брежнева после короткого периода перехода власти между кремлевскими старцами сменился "перестройкой" М.С. Горбачева. Трудно переоценить негативные последствия руководства страной "лучшего немца" и команды яковлевых-шеварнадзе, определить чего было больше глупости или предательства, потребуется упорный труд не одного поколения, чтобы вернуть утраченное в те годы.

С 1985 года реформирование Конституции осуществлял Съезд народных депутатов. Общий смысл более пятисот поправок, которые были внесены в ее текст заключался в отказе от "строительства коммунизма как общей цели государства". В Конституцию были введены типичные либеральные нормы о приоритете прав человека и гражданина, о частной собственности, об отказе от республики Советов, о переходе на парламентскую систему, о признании принципа разделения властей, о введении поста президента и установлении местного самоуправления. Страна начавшаяся двигаться к "социализму с человеческим лицом" через несколько лет столкнулась с жуткой гримасой капитализма и вкусила все его плоды.

После августа 1991 г. распад СССР оказался неизбежным, что привело к прекращению действия Конституции СССР 1977 г. с изменениями и дополнениями. Едва-ли у человека знакомого с историей хватит духа назвать процесс развала империи "возвращением России статуса суверенного государства" и праздновать 12 июня некий "день независимости". Конституция РСФСР 1978 г. из конституции крупнейшей, из союзных республик стала основным законом формально самостоятельного государства по размерам территории равной России 16 века.

Социалистическая революция произошла не в западных странах, где капитализм более развит и казалось бы должны быть к тому причины, а в относительно отсталой аграрной стране хоть под марксистскими лозунгами, но не по причинам указанным К. Марксом. Вопреки расхожим утверждениям СССР не был первым в мире государством рабочих и крестьян. История знает достаточно восстаний угнетенных завершившихся успехом, обычно это крестьянские восстания под религиозными лозунгами. Трудовой народ берет власть в свои руки, всех эксплуататоров - чиновников, феодалов убирают, назначают новых проходит в среднем 50-70 лет, меняется несколько поколений (нужно учитывать, что продолжительность жизни в те времена была меньше) и новая бюрократия перерождается в эксплуатирующий класс и государство погибает. Обычно захватывается внешним врагом, при этом население власть не поддерживает и активного отпора врагу не оказывает. Вот лишь некоторые примеры народных государств (488-528 государство маздакитов в Иране; поздняя династия Хань в Китае с 25 г. пришла к власти на народном восстании, а потом переродилась в эксплуататорскую; 15-16 века государство хуруфитов в Иране, 821-873 государство тахиридов в восточной Персии; 864 – 928 государство Алидов в Прикаспии; 1419-1452 государство таборитов в Чехии; 1090 по 1256 год государство ассасинов Южном Прикаспии).

История СССР по сути ничем не отличалась от истории этих народных государств, это был лишь краткий миг, такие государства обречены на гибель еще при рождении и дело не в субъективных факторах выражающихся в бездарности отдельных правителей и хитрости внешних врагов, что не отменяет трагизма минувших событий.

 

Заключение


Изменения советских конституций были предопределены изменениями советской политической системы.

Большевики имели достаточно логические и обоснованные идеологические воззрения на конституцию, которые базировались на положениях, выдвинутых классиками марксизма и лидером большевиков В. И. Лениным.

Отношение большевиков к конституции необходимо рассматривать неразрывно от общих положений марксизма-ленинизма: теории прибавочной стоимости, наличии в обществе антагонистических классов, эксплуатации человека человеком, классовой борьбы, государства как выразителя интересов господствующего класса, права как возведенной в закон воли господствующего класса и конечной цели в виде построения через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата справедливого общества.

Большевики не следовали идеям "правового государства", "гражданского общества", "разделения властей", "естественного права" поставив во главе своей программы не юридические построения, а выразив многовековые чаяния эксплуатируемого трудового народа на справедливость. Советские конституции признавали права гражданина, при этом права были обусловлены обязанностями.

Советская система было едина и не знала деления власти на государственную и муниципальное самоуправление.

Важной особенностью советской системы в которой проявлялся ее демократизм был "императивный мандат".

Советские конституции впервые в истории России реализовали принципы выборности, подотчетности, и сменяемости власти в республиканской форме правления.

Экономическая свобода как идеологически-правовое выражение конкуренции и накопления буржуазной частной собственности была ограничена в советских конституциях. Многое из декларированного в советских конституциях не было осуществлено на практике, но неверно было бы ставить в упрек советским конституциям их якобы особую "фиктивность", современное право и конституции многих стран в условиях фактического экономического неравенства остаются не более чем благими пожеланиями. Советская конституция выполняла не функцию ограничения государственной власти, а функцию обоснования политической власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность. Конституция утверждала установление диктатуры пролетариата, лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции. В Конституции 1918-го года одной из целей ставилась победа социализма во всех странах.

Конституция принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1924-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР. После смерти В.И. Ленина и последовавшей внутрипартийной борьбы с левой и правой оппозицией к власти пришел И.В. Сталин. Одной из важнейших заслуг В.И. Сталина была победа над троцкизмом, построение индустриального общества, победа в Великой Отечественной Войне.

В период правления И.В. Сталина реальная власть была сосредоточена в его руках и в среде его ближайшего окружения, а не в органах советской власти, съезды советов долгое время не собирались, проводились репрессии. Надо учитывать, что на практическую реализацию советской системы оказало большое влияние враждебное капиталистическое окружение.

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. При объективных причинах гибели советского государства (перерождение бюрократии) важную роль сыграли субъективные факторы - после И.В. Сталина советское государство не имело достойных руководителей и шло к закату. Принятие Брежневской Конституции было вызвано, в том числе и экономическими трудностями, которые испытывал СССР, бюрократия не способная решить насущные проблемы страны встала на путь популизма и лакировки действительности.

Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. В первые годы Конституция характеризовала страну "развитого социализма", превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". В тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

Конституция закрепила также более широкий перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья.

Общий смысл более пятисот поправок внесенных с 1985 г., заключался в отказе от "строительства коммунизма как общей цели государства". Страна начавшаяся двигаться к "социализму с человеческим лицом" через несколько лет пожинала все прелести первоначального накопления капитала.


Список источников и литературы


1.                 Конституция РСФСР 1918 года. #"#">http://www.constitution.mvk.ru

6.                 Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик 1924 года. http://www.constitution.mvk.ru

7.                 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 года. http://www.constitution.mvk.ru

8.                 Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года. http://www.constitution.mvk.ru

9.                 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

10.             Кравец И. А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций)// Правоведение. -2002. - № 2 (241). - С. 43 - 57

11.             Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. Санкт-Петербург, 2005.

12.             Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ М.1994

13.             Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

14.             Медушевский А.М. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997

15.             Цаплин А. История российских конституций: от 1918-го до 1993-го. М. – 1993


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты