Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана
Содержание
Глава 1. Понятие и история права на фирменное наименование
1.1 Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Введение
Актуальность темы исследования. Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентеллы предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов. Таким образом, в использовании института фирменного наименования заинтересованы все субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а именно - коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах, установленных законом. Согласно статье 54 ГК РФ только коммерческие организации имеют право использовать фирменное наименование, которое выполняет не только функцию индивидуализации деятельности организации, но и роль наименования коммерческой организации. Однако осуществление функций индивидуализации бизнеса и субъекта предпринимательской деятельности путем установления единого режима фирменного наименования представляется теоретически спорным и вызывает на практике многочисленные противоречия.
Кроме того, интересы предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в охране своей клиентеллы и индивидуализации бизнеса остаются незащищенными. Данный пробел законодательства приводит на практике к многочисленным злоупотреблениям, а именно, к использованию различительных знаков индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций в фирменных наименованиях коммерческих организаций с целью "кражи" потребителей. Решение отмеченных проблем представляется необходимым и своевременным. Актуальность исследования фирменного наименования обусловлена также тем, что в науке нет единого мнения по поводу содержания понятия "фирменное наименование". Кроме того, действующее законодательство, регулирующее отношения по поводу фирменных наименований, характеризуется несовершенством положений.
Необходимость всестороннего теоретического изучения данной проблемы обусловлена разработкой проекта Федерального закона "О фирменных наименованиях".
В то же время, проблема охраны доброго имени в отношении юридических лиц является не менее насущной по сравнению с защитой доброго имени физическими лицами.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности научной разработки вопросов, связанных с использованием фирменных наименований, наименований и коммерческих обозначений, и обусловили выбор данной проблемы в качестве темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Общие положения о статусе участников гражданского оборота затрагивали в своих работах Авилов Г.Е., Агарков М.М., Безбах В.В., Белых B. C., Гаврилов Э.П., Голофаев В.В. Гордон В.М., Граве К.А., Данилова Е.Н., Еременко В.И., Зенин И.А., Зенкин Н.М., Каминка А.И., Кулагин М.И., Масевич М.Г., Медведев Д.А., Муромцев Г.И., Орлова В.В., Попондопуло В.Ф., Пугинский Б.И., Пучинский В.К., Розенберг В.В., Сергеев А.А., Сергеев А.П., Суханов Е.А., Трахтенгерц Л.А., Удинцев В.А., Флейшиц Е.А., Халфина P. O., Хейфец И.Я., Цитович П.П., Чернощеков Н., Шершеневич Г.Ф., Шретер В., Якушев B. C. и др.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение института наименования юридических лиц, института фирменного наименования коммерческих организаций в российской законодательстве, изучение вопросов, связанных с использованием коммерческих обозначений, а также разработка и внесение предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решить следующие основные задачи:
Исследовать предпосылки возникновения и генезис института фирмы в российском законодательстве;
На основе анализа существующих воззрений по поводу природы фирмы, определить содержание понятия "фирменное наименование" и его функциональное назначение;
Исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований с точки зрения осуществляемых рассматриваемым правовым институтом функций;
Раскрыть содержание правомочий обладателей права на фирменное наименование и коммерческое обозначение;
Определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений.
Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу наименований юридических лиц, фирменных наименований коммерческих организаций.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ и других нормативно-правовых актах, судебная практика.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составили формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой методы.
Структура работы. Структура работы обусловлена поставленными задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов и библиографического списка.
Глава 1. Понятие и история права на фирменное наименование
1.1 Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект
Право на фирменное наименование как право субъекта идентифицировать свою деятельность вызывает в современной России множество споров и пока не имеет четкого правового регулирования, соответствующего текущей практике. Вместе с тем представляется возможным заметить, что данное право в России, как и в иных странах, возникло очень давно, формировалось и изменялось постепенно под влиянием исторических, экономических, геополитических и иных факторов.
Так, первые предпосылки к его формировании существовали, очевидно, еще в древнем обществе[1] как право на обозначение места пребывания (наскальные рисунки), указание на принадлежность скота, орудий труда (клеймо) возникает как все естественные права от рождения человека. Причем постепенно люди объединяются в стада, ведь первобытный человек не мог выжить в одиночку. Например, охотник обладал определенными навыками и орудиями для охоты, соответственно, как и собиратель плодов и ловец рыбы. Именно указанные навыки, орудия и результаты деятельности позволяли различать людей, их группы и присваивать им определенные названия. Например, охотник, охотники.
Постепенно стада перерастают в общины, которые представляли собой более многочисленные группы родственников, занимавшихся производством. Возникают ремесло, торговля. Купцы и путешественники также определенным образом называют себя, например, в зависимости от товара, которым торгуют, или местности, из которой происходят. Например, сыроделы, индусы и т.д.
Таким образом, под правом на фирменное наименование на родоплеменном этапе подразумевалось право лица (группы лиц) называть себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками и т.д., которые позволяли выделить человека (группу лиц) среди себе подобных[2].
Затем формируются племена и далее - союзы племен. Племена кочуют, происходит естественный процесс завоевания одного племени другим. Некоторые из них постепенно переходят к более высокой ступени их организации - государству.
Следующий этап возникновения права на фирменное наименование следует отнести к периоду возникновения и развития первых государств, среди которых выделяется Древний Рим[3].
Так, римские товарищества[4] представляли собой договорное объединение людей для достижения общей цели. Договор, на основании которого объединялись товарищи (socii), мог быть устным или письменным, однако существенными его условиями были: соглашение совместно действовать для достижения общей цели, объединение имущества.
Вместе с тем главное отличие римских товариществ от современных было в том, что имущество товарищества не было имуществом одного субъекта как юридического лица, соответственно и права и обязанности имели отдельные товарищи, а не товарищество в целом. Безусловно, что каждое из указанных объединений товарищей было вынуждено себя каким-то образом выделять от остальных, называть, указывая при этом каждого участника. Хотя по-прежнему и ремесленники, и путешественники работают в группах и по одиночке, называя себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками и т.д.
Таким образом, представляется возможным указать, что в этот период фирменное наименование рассматривается как название лица, группы лиц, в том числе и объединенных в товарищество.
Соответственно, на данном этапе под правом на фирменное наименование понималось право лица или группы лиц (товарищества) называть себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками путем указания лица, группы лиц или поименного перечисления участников товарищества. Более того, данное право закрепляется с помощью государства, о чем говорится в Законах Хаммурапи, Солона, работах юристов Древнего Рима и т.д. [5]
Вместе с тем в своем современном виде в средневековой Европе товарищества впервые появились в Италии в конце XIV в., постепенно распространившись по всей Европе. Во Франции в 1673 г. был составлен "Ordonnance de commerce", регламентирующий деятельность товариществ[6].
В России практический интерес к деятельности разного рода торговых компаний впервые появился в конце XVII столетия.
Определенную роль в этом отношении следует отнести к деятельности английской компании в России. Так, первым законодательным актом, имеющим отношение к корпорациям, после возвращения Петра I из-за границы в 1699 г., когда он под влиянием своих заграничных путешествий утвердился во мнении о необходимости перенесения к нам этого института, стал Указ от 27 октября 1699 г., где купцам предписывалось составлять, как и в других государствах, торговые компании[7].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14