Формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], в персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, входят рабочие и служащие (вольнонаемный состав ИТУ) либо просто служащие (судебные исполнители). Требования к рабочим и служащим из числа персонала, порядок и условия их деятельности определяются трудовым законодательством, частично они даны в Исправительно-трудовом кодексе и подзаконных нормативных актах.

В зависимости от принадлежности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, к сотрудникам органов внутренних дел либо к рабочим и служащим дифференцируются и требования, к ним предъявляемые. Так, к персоналу из числа сотрудников органов внутренних дел предъявляются дополнительные требования к возрасту и уровню образования, профессиональным и нравственным качествам личности, здоровью и физическому развитию и т.д. Кроме того, некоторые представители персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, являются руководителями структурных подразделений (отделов, частей, служб) либо всего учреждения, исполняющего наказание в целом. Это в свою очередь обусловливает повышенные требования к ряду деловых качеств личности, а нередко и наличие таких качеств, которые необязательны подчиненным им сотрудникам.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, различаются в зависимости от функций, присущих той или иной должности или работе. Они довольно разноплановы. Среди персонала ИТУ можно выделить обособленные группы: оперативно-режимная, воспитательная, производственно-техническая, медико-санитарная и другие категории. Соответственно разнообразны требования к персоналу, к его профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям. Однако при всем разнообразии можно выделить общие требования к персоналу в процессе исполнения уголовных наказаний и оказания воспитательного воздействия на осужденных.

Прежде всего, как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], персонал из числа сотрудников органов внутренних дел комплектуется из граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Не могут быть сотрудниками персонала лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, имевшими или имеющими судимость.

Для рабочих и служащих из числа персонала возрастные ограничения для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, определяются общим законодательством о труде. Минимальный возраст определен возникновением частичной или полной трудовой правоспособности (16 -- 18 лет), максимальный - наступлением пенсионного возраста.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], особые требования предъявляются к уровню образования персонала. Они различаются в зависимости от должности и выполняемых функций. Так, большинство персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны иметь высшее или среднее специальное образование, поскольку применение исправительно-трудового законодательства, оказание психолого-педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня квалификации. Применительно к отдельным должностям персонала ИТУ существуют требования рекомендательного характера. Так, сотрудники ИТУ, работающие в оперативно-режимных подразделениях, как правило, должны иметь юридическое, начальники отрядов - педагогическое либо юридическое образование.

Как показал анализ специальной литературы [13-34], профессиональные качества персонала этих учреждений и органов определяются сложностью задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания, и в первую очередь - исправления осужденных. Следует учитывать то, что персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, в своей деятельности общается с осужденными, правовой статус которых ограничен. Законодательство требует, чтобы персонал неукоснительно соблюдал законы Российской Федерации, особенно касающиеся порядка и условий исполнения уголовных наказаний. Это требование вытекает из положений ст. 10 ИТК, устанавливающей, что вся деятельность исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к исправительным работам без лишения свободы, основывается на строгом соблюдении законов. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности. Важнейшим элементом профессиональных качеств персонала является знание уголовно-исполнительного и иного законодательства, наличие социально-психологической готовности к его неукоснительному соблюдению, а также владение персоналом умениями и навыками правоприменительной деятельности. Все эти качества составляют правовую культуру персонала, крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения, очерченного нормами права.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требование к персоналу, свидетельствующее о его профессиональной пригодности, готовности работы с осужденными, сформулировано в ст. 116 ИТК. Это обязанность персонала проявлять гуманность по отношению к осужденным. Данное требование вытекает из положений международных актов, в частности Минимальных стандартных правил обращения с осужденными (ст. 65). Указанное качество формируется в процессе развития личности пенитенциарного работника, зависит от многих факторов: общей культуры и кругозора, терпимости к человеческим недостаткам и оптимизма, веры в возможность их устранения. Важное значение имеют опыт работы с осужденными, наличие определенных педагогических и организаторских способностей. Согласно ст. 116 ИТК несовместимы с работой в учреждениях и органах, исполняющих наказания, жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, а также непринятие надлежащих мер по отношению к этим действиям.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], сотрудники, допустившие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, несут уголовную либо дисциплинарную ответственность. В качестве дополнительной гарантии против подобных действий персонала ст. 117 ИТК предписывает в случае вынесения в течение одного года повторного дисциплинарного взыскания за указанные формы обращения с осужденными увольнять допустивших их сотрудников из органов внутренних дел.

Одновременно, как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], минимальные стандартные правила обращения с осужденными требуют, чтобы дисциплина и порядок в пенитенциарных учреждениях поддерживались с твердостью. В квалификационных требованиях устанавливается, что персоналу «следует обеспечивать особую физическую подготовку, позволяющую усмирять заключенных, проявляющих агрессивные намерения». Отсюда важнейшее требование к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, - обладание достаточным уровнем здоровья и физического развития.

Это требование не случайно. Работа с осужденными требует большого напряжения душевных и физических сил, а для этого необходим достаточный уровень здоровья. Кроме того, исправительно-трудовым законодательством предусматривается применение в крайних случаях мер безопасности, в том числе физической силы по отношению к осужденным или иным лицам, нарушающим правопорядок. Именно поэтому при приеме на работу, особенно рядового и начальствующего состава ИТУ, производится проверка состояния здоровья и физического развития. В дальнейшем, согласно ст. 28 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы. Иначе говоря, обязаны поддерживать достаточный уровень состояния своего здоровья и физического развития.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, определяются и тем, что большинство сотрудников выполняют воспитательные функции. Применительно к ИТУ часть сотрудников призваны заниматься непосредственной организацией воспитательного процесса с осужденными (начальники отрядов), другие участвуют в воспитательной работе в силу своего должностного положения (аттестованный состав ИТУ) либо выполняемых функций (учителя школ, ПТУ, мастера предприятий и т.п.). Персонал должен обладать прежде всего профессионализмом и компетентностью в области организации и проведения воспитательной работы с осужденным. Для этого пенитенциарному работнику необходимы высокий уровень общей культуры и кругозора, достаточный жизненный опыт, опыт работы с осужденными, педагогическое образование либо система педагогических знаний, полученных в процессе повышения квалификации. В этом же ряду находится профессиональная направленность личности воспитателя. Понимание важности задач, решаемых в процессе своей профессиональной деятельности, гордость за профессию, ответственное отношение к ней способствуют появлению профессиональных потребностей, интересов к продолжению профессионального образования, овладению профессиональным мастерством.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], персонал, занимающийся воспитательной работой с осужденными, должен обладать педагогическими способностями. Знание особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы поведения осужденных, умение общаться с различными категориями осужденных, их близкими, сохранение постоянной работоспособности и самоконтроля, самообладание и выдержка в трудных, конфликтных ситуациях составляют непременные требования к пенитенциарным работникам.

Персоналу, выполняющему воспитательные функции, должны быть присущи высокие нравственные и эмоционально-волевые качества. Они раскрываются в типичных чертах характера и в силу известной истины о том, что воспитатель воспитывает прежде всего своим примером, входят в структуру педагогических способностей. В числе таких качеств следует отметить принципиальность и требовательность к себе и другим, инициативность и трудолюбие, дисциплинированность. Важное значение имеют решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, эмоциональная устойчивость перед возникающими трудностями и неудачами.

Как показал анализ специальной литературы [13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], особое место в перечне требований к пенитенциарным работникам занимает наличие у них чувства социальной справедливости. Нарушение последнего в условиях отбывания наказания очень болезненно воспринимается осужденными и резко снижает авторитет лиц, допустивших несправедливость. Аналогичное место в структуре требований к персоналу занимает верность данному слову.

Имеются особенности деловых и личных качеств других категорий персонала в зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности. Так, производственно-технический персонал ИТУ должен отвечать требованиям, предъявляемым к работникам производственной сферы в условиях проводимой рыночной реформы. Это предприимчивость, находчивость и практическая сметка в решении хозяйственных, финансовых и других экономических вопросов, дальновидность и способность идти на хозяйственный риск, знание конъюнктуры рынка и другое.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], дополнительные требования предъявляются к руководителям учреждений и органов, исполняющих наказания. По своему должностному статусу они являются организаторами воспитательного процесса с осужденными и подчиненным персоналом, а в ИТУ - руководителем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому требования, предъявляемые к руководителю, отражают то, что он одновременно является и юристом, и педагогом, и хозяйственником, и экономистом, и психологом, и военным, и коммерсантом, и управляющим. По отношению к руководителю следует отметить такие его качества, как требовательность к самому себе и подчиненным, принципиальность и уважение окружающих руководителя лиц. Таковы основные требования, предъявляемые к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты