Государственная защита участников уголовного процесса на стадиях предварительного расследования

Моделирование возможных вариантов давления на участника процесса, определение вида и объема мер защиты всегда зависят от конкретного случая и определяются степенью опасности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, лицу, осуществляющему расследование уголовного дела особенно важно в ходе расследования дела принимать необходимые уголовно-процессуальные и иные меры, направленные на недопустимость распространения информации о личности субъекта уголовно-процессуальных отношений и уменьшение риска проявления в отношении его различного рода противоправных воздействий.

Прежде всего, необходимо исключить случаи контактов лиц, содействующих судопроизводству, с обвиняемыми, их родственниками и близкими, а также другими лицами, заинтересованными в принятии по делу незаконного решения. С этой целью рекомендуется тщательно продумывать и, по возможности, согласовывать с участниками процесса время и место допроса, а также порядок вызова по уголовному делу.

При реализации мер, направленных на обеспечение конфиденциальности личности защищаемого лица, следует учитывать его должностное положение. Не стоит афишировать по месту работы свидетелей и потерпевших случаи приглашения их к следователю. В определенных случаях целесообразно совмещать их вызов со служебными делами, обеспечивать охраной и транспортом для прибытия в следственные органы и обратно.

Необходимо отметить, что возможность своевременного обнаружения противоправного давления на участника процесса может быть обеспечена за счет установления между ним и следователем надежного контакта и взаимопонимания.

Вызванному на допрос субъекту уголовно-процессуальной деятельности следует не только разъяснить его права и обязанности, предусмотренные законодательством, но и указать на его роль в ходе предварительного следствия и суда, проинформировать о мерах, которые могут быть приняты для его защиты в случае оказания противоправного воздействия со стороны обвиняемого.

В обязательном порядке тому или иному участнику процесса даются рекомендации, каким образом следует вести себя в случае оказания в отношении его давления. При этом сообщается необходимая информация о способах оповещения правоохранительных органов при наличии угрозы его жизни, здоровью, имуществу, предоставляются соответствующие адреса, телефоны, а также фамилии сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовному делу.

В ходе допроса обвиняемого не следует без особой надобности обращать его внимание на тех лиц, которые дали свидетельские показания в ходе предварительного расследования. В случае необходимости можно сослаться на полученную доказательственную информацию без указания личности участника процесса, содействующего судопроизводству.

Очную ставку между обвиняемым и защищаемым лицом рекомендуется проводить только в тех случаях, когда это действительно может способствовать преодолению существенных противоречий, имеющихся в их показаниях. Если возникает необходимость в проведении данного следственного действия, то его, по возможности, следует осуществлять на завершающем этапе расследования.

В целях безопасности участников процесса лицо, осуществляющее расследование уголовного дела должно направить в соответствующие информационно-справочные фонды (адресно-справочные бюро, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, справочные службы автоматической телефонной связи, органы внутренних дел по месту регистрации защищаемого лица, а также по месту получения им паспорта) письма с требованием обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице[8]. В случае отдаленности информационно-справочного фонда требование может быть переправлено телеграммой или по факсу, с последующим подтверждением по почте.

В информационно-справочных фондах должны быть временно изъяты все сведения о защищаемых лицах. Эти сведения хранятся непосредственно у руководителей указанных организаций. При поступлении письменных или устных запросов от юридических и физических лиц об адресах, телефонах и другой информации, касающейся защищаемых лиц, справки из информационно-справочных фондов не выдаются. О каждом поступившем запросе работники указанных организаций должны незамедлительно проинформировать следователя и действовать по его указанию.

В паспортно-визовой службе также по требованию следователя из общей картотеки может быть временно изъято заявление защищаемого лица по форме №1 на получение паспорта. Хранение указанных заявлений и выдача по ним информации производится в вышеуказанном порядке.

В соответствии со ст. 139 УПК следует своевременно предупредить защитника, эксперта, специалиста, переводчика и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий о недопустимости разглашения без разрешения следователя ставших им известными данных предварительного следствия, в том числе и о личности граждан, содействующих судопроизводству. При этом в обязательном порядке от указанных лиц должна отбираться соответствующая подписка, так как уголовная ответственность по ст.310 УК возможна лишь при ее нарушении. В противном случае доказательственная информация по уголовному делу может стать достоянием заинтересованных в исходе дела лиц и быть использована в целях воспрепятствования установлению истины и оказания противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства. Следует отметить, что усилению гарантий защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений должно стать существенное увеличение санкции за разглашение данных предварительного следствия по новому уголовному законодательству, чем должны воспользоваться должностные лица судебно-следственных органов.

Статья 141 УПК, регламентирующая оформление протокола следственного действия, предусматривает фиксацию в процессуальном документе фамилии, имени и отчества каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях и его адрес. В связи с этим при наличии опасения противоправного воздействия на участника процесса не следует указывать в протоколах допроса сведения о его местожительстве (адрес, номер домашнего телефона). Также нецелесообразно отмечать в процессуальном документе сведения о месте работы или учебы защищаемого лица. На это обстоятельство указывает и правоприменительная практика[9].

В частности, по одному из уголовных дел об убийстве, единственный свидетель, который видел лиц, совершивших преступление, отказался сообщить следователю свой домашний адрес из страха перед возможной местью, а предложил записать место работы и должность[10]. При ознакомлении с материалами дела в порядке ст.201 УПК обвиняемый узнал эти сведения и сообщил своим друзьям. Те, в свою очередь, подкупив сотрудника отдела кадров, выяснили адрес и все анкетно-биографические данные свидетеля. Затем стали оказывать на него давление, угрожая поджогом его частного дома и изнасилованием 12-летней дочери. В результате свидетель отказался от своих показаний, сославшись на то, что было ночное время, и он ошибся. Дело было возвращено на дополнительное расследование и в конечном итого прекращено за недоказанностью.

Для суда сведения об адресах и способах вызова участников процесса целесообразно отражать в списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, приложенном к обвинительному заключению в соответствии со ст.206 УПК. Подсудимому же, согласно ст.237 УПК, в дальнейшем необходимо вручать только копию обвинительного заключения, без списка лиц, подлежащих вызову в зал судебного заседания. Такая практика уже давно используется в отдельных регионах России и не вызывает негативной реакции прокуроров и судей[11]. Дело в том, что в уголовно-процессуальном законе не содержится специального указания о вручении подсудимому списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Более того, этот список составляется лишь с учетом мнения следователя и не является обязательным для суда, который в соответствии со ст. 228 УПК сам решает вопрос о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание. Главное, чтобы следователь в тексте обвинительного заключения привел доказательства, содержащие показания всех участников процесса, с указанием их фамилий. Если при решении вопроса о назначении судебного заседания изменяется список лиц, подлежащих вызову в суд, то подсудимому в соответствии со ст.237 УПК вручается только копия постановления судьи.

В целях обеспечения безопасности участника процесса, допустимо предъявление для опознания вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего. Субъекту уголовно-процессуальных отношений может быть предложено, наблюдать предъявляемых лиц либо через ширму, либо из затемненной части помещения, где проводится опознание, либо из смежной комнаты при открытой двери. Рядом с опознающим рекомендуется размещаться следователю и двум понятым, а с опознаваемым — оперативному работнику или помощнику следователя, статистам, а также еще одной паре понятых. Все участники данного следственного действия размещаются таким образом, чтобы исключить визуальное наблюдение опознаваемым опознающего[12].

Если имеется техническая возможность, то в исключительных случаях допускается предъявление для опознания лица с помощью видеотехники. При этом опознающий может находиться в другом кабинете или здании и наблюдать за происходящим по телевизору. Правоприменительной практике уже известны подобные случаи проведения данного следственного действия по делам организованной преступности[13].

Порядок проведения опознания, исключающего визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями ст. 165 УПК. В целях обеспечения достоверности данного следственного действия необходим выбор соответствующих условий. Так, от предъявляемых лиц не скрывают того, что проводится опознание. По его завершению в протоколе полностью отражаются все особенности данного следственного действия независимо от полученного результата.

В том случае, если исключается предъявление лица вышеуказанными способами, опознание может быть произведено по фотокарточке, предъявляемой одновременно с другими фотокарточками в количестве не менее трех (ч.3 ст. 165 УПК). В отдельных ситуациях опознание осуществляется по материалу, отснятому на кино- или видеопленку. При этом опознающему поочередно в любой последовательности показываются кино- или видеоматериалы в количестве не менее трех. В протоколе следственного действия в обязательном порядке отражается, каким по очередности демонстрировался фрагмент, содержащий изображение опознаваемого.

Необходимость проведения данных видов опознания может вызываться наличием серьезных опасений психического воздействия опознаваемого на опознающего, когда последний, страшась мести, побоится опознать преступника. В то же время следователь должен принимать во внимание, что опознание по материалу, отснятому на фото-, кино- или видеопленку менее предпочтительно, чем опознание человека в натуре. Ведь в последнем случае опознающий непосредственно наблюдает самого опознаваемого, а не его отображение на определенном материале, которое не может воспроизвести с абсолютной точностью внешний вид объекта. Судебно-следственной практике известны случаи, когда результаты опознания лица по его фотокарточке приводили к негативным последствиям[14].

Отметим, что названные выше приемы выработаны современной криминалистической тактикой и не противоречат положениям ст. 164, 165 УПК РФ, регламентирующих проведение предъявления опознания.

При расследовании уголовных дел рассматриваемой категории нередко возникает ситуация, когда опознающий в ходе следственного действия делает категорическое заявление о том, что он никого не узнает из предъявленных ему лиц, а затем, оставшись наедине со следователем, сообщает, что он узнал преступника, но побоялся об этом сказать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты