Государственная защита участников уголовного процесса на стадиях предварительного расследования

Уголовно-процессуальное законодательство не содержит норм, допускающих проведение повторного опознания личности. В то же время в юридической литературе ставится вопрос о его допустимости[15]. Еще в 1968 году одним из оснований для повторного опознания назывались случаи, когда опознающий узнал опознаваемого с первого раза, но не сказал об этом, так как боялся его мести, а затем в ходе следствия чистосердечно об этом рассказал[16].

По нашему мнению, проведение повторного опознания в подобной ситуации недопустимо. Это объясняется тем, что в процессе предыдущего предъявления для опознания опознающий уже обозревал предъявленный ему объект, вглядывался в него, воспринимал его, сравнивал с образом, возникшим у него в сознании при восприятии события преступления или фактов, связанных с преступным деянием. Повторное опознание в подобной ситуации теряет свой смысл и соответственно доказательственное значение.

Представляется, что в анализируемой ситуации следователь должен не проводить повторное опознание, а тщательно допросить опознающего. При этом в протоколе допроса в обязательном порядке необходимо отразить следующее:

мотивы, по которым опознающий не сказал следователю о том, что он узнал опознаваемого с первого раза;

анатомические, функциональные или иные признаки или особенности, по которым опознающий выделил опознаваемого из предъявляемых лиц в обстоятельства, при которых опознающий ранее наблюдал выделенное им лицо.

Более того, мы считаем, что указанный протокол допроса будет являться полноценным доказательством, позволяющим суду в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о тождестве либо различии лица, предъявленного для опознания, с ранее наблюдавшимся лицом при обстоятельствах, связанных с событием преступления.

Особое внимание следует уделить мере пресечения в виде лишения свободы, которая может применяться в отношении обвиняемого (подозреваемого) в целях обеспечения личной безопасности защищаемых лиц и устранения обстоятельств, препятствующих установлению истины по уголовному делу. Наиболее актуальным этот вопрос стал после принятия Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который открыл новые возможности для следователя в рассматриваемой области[17].

Так, в соответствии с этим правовым актом соучастники преступления должны содержаться раздельно (п.1 ч.2 ст.33). Это связано с необходимостью предотвращения сговора между ними, направленного на воспрепятствование установлению истины, а также удержания от совершения ими противозаконных действий и поступков, затрудняющих нормальное функционирование уголовного судопроизводства. Ведь обвиняемый (подозреваемый) может воздействовать на соучастника преступления, содействующего уголовному судопроизводству, в целях понуждения его к даче благоприятных для себя показаний или совершить иные незаконные действия, затрудняющие сбор доказательств.

К примеру, потерпевший, отбывавший наказание за совершение другого преступления, был переведен в следственный изолятор из мест лишения свободы для участия в судебном разбирательстве. В этом же учреждении находились и подсудимые, которые стали оказывать на него воздействие, чтобы тот изменил свои показания. На суд их везли всех вместе на одной машине, где виновные в совершении разбойного нападения подтвердили свои требования, угрожая потерпевшему расправой в следственном изоляторе. В результате этого потерпевший на суде изменил показания, которые легли в основу оправдательного приговора. В дальнейшем потерпевший заявил, что его волю парализовал страх, подчинивший себе его поступки. В зале судебного заседания он не мог объяснить причин своего поведения. Рядом с ним сидели подсудимые, присутствие которых сковывало потерпевшего, так как он боялся возмездия с их стороны[18]. Поэтому круг действий лиц, препятствующих расследованию и судебному разбирательству, должен быть максимально ограничен.

В интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья обвиняемого (подозреваемого), содействующего уголовному судопроизводству, следователь должен решить вопрос о целесообразности его пребывания в следственном изоляторе. Если тяжесть преступления или иные обстоятельства не позволяют изменить меру пресечения, лицо, производящее дознание, обязано предпринять ряд мероприятий, направленных на защиту этого участника процесса.

Так, следователь может предложить обвиняемому (подозреваемому) написать заявление о помещении его в одиночную камеру. В соответствии с законом, основанием для этого является необходимость обеспечения более полной и надежной изоляции обвиняемых (подозреваемых) и предотвращение противоправного воздействия на них со стороны соучастников преступления и других лиц.

Если администрация следственного изолятора не имеет возможности решить вопрос о переводе обвиняемого (подозреваемого) в одиночную камеру, то его целесообразно поместить в маломестную или другую общую камеру, нахождение в которой обеспечивало бы личную безопасность.

Следователь вправе направить требование администрации следственного изолятора о необходимости принятия соответствующих мер безопасности в отношении обвиняемых (подозреваемых), дающих правдивые показания по делу. Под особым контролем администрации должны быть контакты с осужденными, оставленными в следственных изоляторах для хозяйственного обслуживания. На практике нередко встречаются ситуации, когда лица, осуществляющие хозяйственные работы, выполняют роль связников между обвиняемыми (подозреваемыми), находящимися в местах содержания под стражей[19]. Как правило, через них поставляется информация о показаниях лиц, проходящих по одному делу; угрозы расправы с целью оказания психического воздействия на соучастников преступления, направленного на изменение или дачу заведомо ложных показаний, отказ от дачи показаний и т.п.

В том случае, если администрация следственного изолятора не может обеспечить реальную защиту лица, содействующего уголовному судопроизводству, то следователь должен ставить вопрос о возможности перевода в другое место предварительного заключения как защищаемого, так и тех лиц, кто ему реально угрожает противоправным воздействием.

Обвиняемые (подозреваемые), находящиеся в следственном изоляторе, могут предпринять попытки оказания противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов и других участников процесса. Поэтому администрация следственного изолятора по требованию следователя должна уделить особое внимание переписке находящихся под стражей лиц. В соответствии со ст.20, 21 указанного Закона письма, заявления, жалобы, предложения, независимо от адресата, кому они предназначаются, подлежат цензуре[20]. Если в них содержатся сведения, способные помешать установлению истины или помочь совершению преступных действий, то корреспонденция адресату не отправляется, обвиняемым (подозреваемым) не вручается, а передается следователю, в производстве которого находится уголовное дело. Последний разрешает вопрос о том, содержатся ли в соответствующей переписке сведения, которые могут воспрепятствовать решению задач уголовного судопроизводства.

Вся корреспонденция обвиняемых (подозреваемых) подлежит обязательной регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления. Поэтому следователь в любое время может ознакомиться с содержащейся в этом журнале информацией с целью установления контактов подозреваемого или обвиняемого за определенный период времени.

Аналогичные процедуры имеются и в отношении посылок и передач для обвиняемых (подозреваемых), находящихся в местах содержания под стражей (ст.25 Закона).

Свидания обвиняемых (подозреваемых) с защитником, родственниками и иными лицами предоставляются под особым контролем сотрудников следственного изолятора и могут быть досрочно прекращены при определенных основаниях. Следователь вправе лично ознакомиться с причинами досрочного прекращения свидания, которые в обязательном порядке излагаются письменно и докладываются начальнику следственного изолятора сотрудником, ответственным за его проведение.

В случае обеспечения участия обвиняемых (подозреваемых) в следственных действиях должны соблюдаться требования ст.28 Федерального закона. Перед осуществлением необходимого процессуального действия следователь может проинструктировать конвоирующих милиционеров о необходимости пресечения любых попыток контакта обвиняемых (подозреваемых) с посторонними лицами, находящимися в месте проведения следственного мероприятия. В ходе его осуществления следует обращать внимание на поведение обвиняемого (подозреваемого), попытки дачи заведомо ложных показаний, отказа от дачи показаний, заявления различного рода ходатайств, отвлекающие внимание следователя и конвоя. После его реализации целесообразно произвести тщательный осмотр местности или помещения на предмет обнаружения записок, писем и других предметов, специально оставленных подозреваемыми или обвиняемыми.


§2. Проблемы реализации государственной защиты участников уголовного процесса на стадиях предварительного расследования


Комплекс мероприятий этой группы (подсистемы) защитных мер образуют меры безопасности, применение которых возможно лишь субъектами, осуществляющими властную уголовно-процессуальную деятельность, и только в пределах уголовного судопроизводства, т. е. меры, не обладающие свойством универсальности[21]. При исследовании этой группы необходимо исходить из деления уголовного судопроизводства на стадии в соответствии со специальными условиями производства— процессуальной формой (специфическими принципами, образующими в совокупности систему общепроцессуальных принципов). Важнейшие из них в контексте данного исследования— недопустимость разглашения данных предварительного расследования, нашедшая выражение в ст. 161 УПК РФ и ст. 310 УК РФ), непосредственность исследования доказательств (ст. 240 УПК РФ) и гласность судебного разбирательства (ст. 241 УПК РФ). В зависимости от соответствия содержания той или иной меры безопасности общим условиям конкретной стадии и должен решаться вопрос о возможности (допустимости) применения мер защиты.

В досудебных стадиях мерами безопасности являются, в частности:

неуказание в заявлениях о преступлении, объяснениях в стадии возбуждения уголовного дела, в протоколах следственных действий личных данных защищаемых лиц;

предупреждение участников следственных действий и лиц, присутствующих при их производстве, о недопустимости разглашения без разрешения следователя данных предварительного следствия, в том числе и сведений о личности защищаемых субъектов(ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ);

предъявление для опознания не самого обвиняемого, а его фотографии или видеоизображения;

предъявление для опознания в условиях, когда опознаваемый как участник следственного действии не видит опознающего;

проведение следственных действий с аудио- и видеопомехами;

использование в процессе производства по уголовному делу аудио- и видеозаписей показаний защищаемых лиц;

прослушивание телефонных и иных переговоров как защищаемых лиц, так и лиц, оказывающих противоправное воздействие;

исключение из материалов дела перед ознакомлением с ним обвиняемого, защитника и из обвинительного заключения и era приложений сведений о защищаемых лицах;

уведомление защищаемых субъектов о принятии уголовно процессуальных решений;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты