Уведомление защищаемых лиц о принятии уголовно-процессуальных решений. Производство по уголовному делу непосредственно связано с принятием следователем или судом процессуальных решений, которые могут относиться к жизненно важным для защищаемого лица вопросам. К таким решениям можно отнести следующие:
1)освобождение подозреваемого, обвиняемого из-под стражи или изменение ему меры пресечения на не связанную с содержанием под стражей;
2)вынесение полномочным лицом, ведущим производство по делу, постановления о прекращении уголовного преследования;
3)вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
4)вынесение обвинительного приговора;
5)окончание срока отбывания наказания.
В литературе высказывается предложение о необходимости уведомления потерпевшего об избрании меры пресечения обвиняемому, а также наделения потерпевшего правом обжалования меры пресечения обвиняемому в суд[41]. Конечно, следователь или суд обязаны доводить до сведения защищаемого лица не каждое решение, а только те, которые касаются его безопасности. До начала производства по делу, в любой стадии уголовного процесса и после его окончания могут возникнуть обстоятельства, при которых изменяется ситуация, а также возникает необходимость принятия решения, от которого может наступить вред защищаемому лицу.
Учет мнения защищаемых лиц при принятии уголовно-процессуальных решений. Сотрудничество защищаемого лица с правоохранительными органами и его содействие правосудию предполагает учет его мнения, реализацию его прав и законных интересов как в процессе производства по уголовному делу, так и после его окончания. Для этого целесообразно учитывать следующие факторы:
1)Немаловажным является учет мнения защищаемого лица в случае принятия в отношении него мер безопасности либо их отмены. Такое правило, по нашему мнению, будет способствовать принятию следователем и судом обоснованных решений по делу.
2)Безусловно, что не каждое решение может быть принято с учетом мнения лица, подлежащего защите. Оно должно учитываться, когда принимается решение, связанное с интересами защищаемого лица, например заключение под стражу или задержание по подозрению в совершении преступления, изменение меры пресечения обвиняемому, продление сроков следствия и содержания под стражей, условно-досрочное освобождения от отбывания наказания и т. п. При освобождении обвиняемых из-под стражи в период проведения предварительного следствия потерпевшие и свидетели часто изменяют показания, их неявка на следственные действия препятствует расследованию в установленные сроки.
3)Суды обычно выясняют мнение потерпевшего о наказании. Оно не является обязательным для суда при вынесении приговора, однако может учитываться. Целесообразно распространить такую практику и на защищаемых лиц.
Перечисленные меры безопасности могут способствовать решению многих принципиальных вопросов, возникающих на досудебных стадиях. Применение некоторых из них возможно на основании действующего уголовно-процессуального законодательства. Для внедрения в следственную практику других мер необходимо совершенствовать существующее законодательство, применять нормы международного права[42].
Приняв основной национальный закон, Россия официально заявила, что рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в законодательстве общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека, а также последовательно их реализовывать.
Приведенные положения Конституции являются основой для разработки новых подходов к проблемам защиты участников уголовного процесса, поскольку они находятся в прямой зависимости с защитой прав и свобод человека и гражданина. В последние годы выявляются и анализируются более совершенные гуманитарно-правовые средства и способы усиления защищенности субъектов уголовно-процессуальных отношений, в том числе и потерпевших, и свидетелей.
Проведенный анализ уголовно-правовых норм позволяет сделать определенные выводы:
Анализ рассмотренных нормативных актов показал, что субъекты федерации крайне обеспокоены состоянием защищенности участников уголовного судопроизводства, добросовестно выполняющих свой гражданский и конституционный долг. Результатом сложившегося положения стало принятие специальных нормативных актов на региональном уровне, учитывающих основные международно-правовые принципы и стандарты в исследуемой нами сфере.
Для отечественного уголовного судопроизводства в основном характерно единство уголовно-процессуальной формы. Это единство сочетается с дифференциацией судопроизводства, при котором наблюдается: 1) некоторое усложнение процессуальной формы в виде создания в ряде случаев дополнительных процессуальных гарантий; 2) упрощение процессуальной формы, не умаляющее основных процессуальных гарантий. Особенности первой группы, выражающиеся в предоставлении некоторых дополнительных процессуальных гарантий, по своему содержанию отнюдь не означают отказ от общего порядка расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Особенность второй группы выражена в сокращении судебной процедуры в целях своевременного привлечения виновного к ответственности и возмещении причиненного преступлением вреда потерпевшему.
С момента получения данных о том, что преступники проявляют повышенный интерес к потерпевшим или свидетелям, участвующим в уголовном деле, и не исключена возможность противоправного посягательства, следователь должен:
провести анализ полученной информации и дать ей оценку;
предусмотреть возможные варианты давления на участников процесса;
по результатам оценки принять решение, в котором
определить вид и объем мер защиты.
Степень опасности деяний рекомендуется оценивать с учетом уже имевших место реальных или ожидаемых посягательств на права и законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. При этом не имеет значения, от кого исходит угроза посягательства — обвиняемого, его родных и близких или других лиц, заинтересованных в принятии по делу необоснованных решений. Прежде всего, важен сам факт наличия такой угрозы, с чьей бы стороны она не исходила.
При реализации мер, направленных на обеспечение конфиденциальности личности защищаемого лица, следует учитывать его должностное положение. Не стоит афишировать по месту работы свидетелей и потерпевших случаи приглашения их к следователю. В определенных случаях целесообразно совмещать их вызов со служебными делами, обеспечивать охраной и транспортом для прибытия в следственные органы и обратно.
В целях обеспечения безопасности участника процесса, допустимо предъявление для опознания вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего. Субъекту уголовно-процессуальных отношений может быть предложено, наблюдать предъявляемых лиц либо через ширму, либо из затемненной части помещения, где проводится опознание, либо из смежной комнаты при открытой двери. Рядом с опознающим рекомендуется размещаться следователю и двум понятым, а с опознаваемым — оперативному работнику или помощнику следователя, статистам, а также еще одной паре понятых. Все участники данного следственного действия размещаются таким образом, чтобы исключить визуальное наблюдение опознаваемым опознающего.
Если имеется техническая возможность, то в исключительных случаях допускается предъявление для опознания лица с помощью видеотехники. При этом опознающий может находиться в другом кабинете или здании и наблюдать за происходящим по телевизору.
В досудебных стадиях мерами безопасности являются, в частности:
неуказание в заявлениях о преступлении, объяснениях в стадии возбуждения уголовного дела, в протоколах следственных действий личных данных защищаемых лиц;
предупреждение участников следственных действий и лиц, присутствующих при их производстве, о недопустимости разглашения без разрешения следователя данных предварительного следствия, в том числе и сведений о личности защищаемых субъектов(ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ);
предъявление для опознания не самого обвиняемого, а его фотографии или видеоизображения;
предъявление для опознания в условиях, когда опознаваемый как участник следственного действии не видит опознающего;
проведение следственных действий с аудио- и видеопомехами;
использование в процессе производства по уголовному делу аудио- и видеозаписей показаний защищаемых лиц;
прослушивание телефонных и иных переговоров как защищаемых лиц, так и лиц, оказывающих противоправное воздействие;
исключение из материалов дела перед ознакомлением с ним обвиняемого, защитника и из обвинительного заключения и era приложений сведений о защищаемых лицах;
уведомление защищаемых субъектов о принятии уголовно процессуальных решений;
учет мнения защищаемых лиц при принятии ряда уголовно-процессуальных решений.
Подводя итог рассмотрения мер безопасности, применение которых возможно на стадиях предварительного следствия и на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, подчеркнем, что, по нашему мнению, следует проводить целенаправленную работу по их внедрению в процесс рассмотрения конкретных уголовных дел, используя уже имеющиеся средства обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)
4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
5. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с изменениями от 4 ноября 1993 г.)
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 3, 6 декабря 2007 г.).
7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.)
8. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изменениями от 6 июня, 19, 21, 24 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г.). Статьи 10 – 13.
9. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» // Собрание законодательства РФ от 19 апреля 1999 г., № 16, ст. 935 (с изменениями от 15 июня 2006 г., 1 декабря 2007 г.).
10. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10 февраля 1997 г. № 6, ст. 711 (с изменениями от 7 марта 2005 г., 18, 27 июля 2006 г., 26 июня, 30 октября 2007 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9