Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом, но при условии, что эта деятельность соответствует целям фонда и необходима для достижения общественно полезных целей, указанных в его уставе. Фонд вправе осуществлять дозволенную предпринимательскую деятельность непосредственно, без образования какой-либо коммерческой организации, но вправе создать хозяйственное общество или стать участником такового.

Использование имущества фонда должно находиться под контролем не только специализированных органов, но и общественности. В связи с этим закон требует ежегодного опубликования отчетов фонда об использовании имущества.

Органом фонда, который функционирует как надзорный орган по отношению к другим органам фонда, является попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за принятием решений другими органами фонда и обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда, за соблюдением фондом законодательства.


Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона. Учредителем является Российская Федерация в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации.

Примером государственной корпорации, созданной в последнее время, является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее -Корпорация)[5]. Согласно ст. 3 Федерального закона целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Имущество Корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Корпорация использует свое имущество исключительно для достижения цели, ради которой она создана.

Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых была создана корпорация. На государственную корпорацию возложена обязанность ежеквартально и ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, которым корпорация создается. По сути дела этот закон играет роль учредительного документа, так как в нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации.


Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Осуществление деятельности некоммерческого партнерства требует создания материальной основы. Члены партнерства передают ему необходимое имущество - денежные средства, иное имущество, которое становится собственностью партнерства. Партнерство является юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.

Партнерство имеет самостоятельный баланс, вправе в установленном порядке открывать счета, в том числе валютный, в банках и иных кредитных учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Партнерство имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Партнерство имеет штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Партнерство вправе создавать на территории Российской Федерации филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примером данной формы некоммерческих организаций могут служить садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства, которые могут создаваться гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение этими земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.[6]


Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество лишь в оперативное управление. Создать учреждение может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане.

В зависимости от целей деятельности различаются:

-           государственные органы и органы местного самоуправления;

-           благотворительные учреждения;

-           образовательные учреждения;

-           учреждения культуры (которые, в свою очередь, в зависимости от вида осуществляемой деятельности могут подразделяться на музеи, библиотеки и т.п.);

-           медицинские учреждения;

-           научные учреждения;

-           социальные учреждения.

Этот перечень не является исчерпывающим.

Учреждения действуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного устава или положения, в котором определены задачи и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя

учреждения в качестве единоличного исполнительного органа, также могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые советы).

Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В рамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять некоторую деятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.

В настоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющих особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Так, некоторые общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ «Об образовании»[7], а вопросы хозяйственной деятельности учреждений культуры - в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года.


Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и пр.), а потому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Правовое положение системы органов управления АНО в основном закреплено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления.

 Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО — обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным. Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что п. 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор.

Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО.

Учитывая то обстоятельство, что АНО, как и сходный ей в этой части фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что они могут существовать независимо от лиц, их создавших, учредителям АНО необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав высшего органа управления АНО в порядке, определенном Уставом АНО.


Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) — это членская организация, объединяющая любые как коммерческие, некоммерческие, так и государственные организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

 

Различают следующие формы объединений юридических лиц:

-           объединения коммерческих организаций;

-           объединения некоммерческих организаций;

-           объединения коммерческих и некоммерческих организаций.

Ассоциация, союз могут быть созданы только группой юридических лиц. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица и имеют право безвозмездно пользоваться ее услугами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты