Процедура государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Ликвидация - прекращение существования некоммерческой организации как юридического лица, без перехода его прав и обязанностей иному субъекту в порядке правопреемства.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный.
Основаниями для обычного порядка ликвидации некоммерческой организации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она была создана.
Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.
Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационная комиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.
В соответствии со ст. 62 и ст. 63 ГК РФ процесс ликвидации некоммерческой организации протекает по общим правилам ликвидации юридических лиц.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения возможных кредиторов со своими требованиями.
Предоставленный кредиторам срок обращения не может быть менее двух месяцев со дня публикации.
Ликвидационная
комиссия сама должна выявить всех потенциальных
кредиторов, а также организаций и лиц, которые являются должниками
ликвидируемой некоммерческой организации с тем, чтобы своевременно
принять необходимые меры для взыскания задолженности через суд. После
того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам, должны
быть собраны полные сведения о составе и стоимости имущества
некоммерческой организации, а также об обращенных к ней требованиях
кредиторов и результатах их рассмотрения. Эти сведения составляют
промежуточный баланс, на основании которого производится выплата
денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной
комиссией подлежащими удовлетворению. При необходимости
ликвидационная комиссия должна провести продажу имущества
некоммерческой организации с публичных торгов. Очередность выплат
денежных сумм, причитающихся кредиторам ликвидируемой
некоммерческой организации, производится по правилам, сформулированным в ст. 64 ГК РФ.
Когда все долги погашены, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный
баланс, в котором отражает все расчеты с кредиторами.
После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента любое юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что правовая регламентация деятельности некоммерческих организаций позволяет придать обществу логическую стройность и максимальное отражение общественных интересов, и их защиту. Назначение права в этой области направлено на обеспечение вступления людей в деятельность для решения социальных проблем на принципе демократии.
Право призвано оградить законные права и интересы граждан от посягательств и ущемления другими индивидами и группами. В праве, безусловно, должны быть предусмотрены меры, ограждающие от злоупотребления статусом некоммерческой организации, от недобросовестной деятельности, идущей в разрез с интересами общества. Должны быть предусмотрены и меры контроля, препятствующие тем видам активности, которые запрещены законом.
Закон о некоммерческих организациях принят в развитие положений Гражданского кодекса РФ, в котором дается лишь определение некоммерческой организации и названы наиболее распространенные формы этих юридических лиц (ст. 50 ГК РФ). Данное определение основано не на характеристике основных свойств этих организаций, а на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. Положительному свойству коммерческих организаций - извлечение прибыли - противопоставлено отрицательное свойство – не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
На сегодняшний день в Российской Федерации большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждены заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.
Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 // Собрание законодательства РФ. 1994 г. № 32 ст. 3301.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ.1994 г. № 32, ст. 3302.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (ред. от 13 мая 2008 года) «О некоммерческих организациях» // СПС Консультант плюс.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // СПС Консультант плюс.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ (ред. от 28 февраля 2008 года) «О свободе совести и религиозных объединениях» // СПС Консультант плюс.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 года) «Об общественных объединениях» (с изм. и доп., вступившими в силу с 18 апреля 2006 года) // СПС Консультант плюс.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 117-ФЗ (ред. от 3 ноября 2006 года) «О кредитных потребительских кооперативах граждан» // СПС Консультант плюс.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ (ред. от 18 октября 2007 года) «Об автономных учреждениях» // СПС Консультант плюс.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. ФЗ РФ от 23 декабря 2003, № 186-ФЗ) «Об образовании» // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 (ред. от 21 марта 2002 года) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская Газета. Федеральный выпуск. № 4535, 2007.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Российская Газета. Федеральный выпуск. № 4510, 2007.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001года № 129-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 2007. № 7. 834 с.; № 30. 3754 с.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 23 ноября 2007 года № 268-ФЗ) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ, 2006. № 27. 2881 с.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001года № 95-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007 года, № 64-ФЗ) « О политических партиях // СЗ РФ, 2001. № 29. ст.2950.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года №10-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ, 1996. №3. ст.148.
18. Маккальская М. Л., Пирожкова Н. А. «Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность» // М.: Изд. Дело и Сервис, 2000. 812 c.
19. Абросимова Е. А., Шереги Ф. Э., «Правовые инициативы некоммерческих организаций России» // М.: Изд. Университет, 1999. 103 с.
20. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы // Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Правовед, 1998. 50 с.
21. Комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ./ Под ред. Брагинского М.И. - М: //Редакция журнала "Хозяйство и право", 1995 г.
22. Федорова Е. В. «Особенности реализации собственных основных средств некоммерческой организацией» // Бухгалтерский учет. №12., 1998. С. 99-101.
23. Цыганков В. В. «Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций» // Российская юстиция. - М.: Юридический мир. № 9, 2007.
24. Уткин Р. В. «Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций» // Бюллетень Министерства юстиции РФ. №5., 2002. С. 62-63.
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (ред. от 13 мая 2008 года) «О некоммерческих организациях» // СПС Консультант плюс. Ст. 2.
[2] Маккальская М. Л., Пирожкова Н. А. «Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность» // М.: Изд. Дело и Сервис, 2000. C. 327.
[3] Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001года № 95-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007 года, № 64-ФЗ) « О политических партиях // СЗ РФ, 2001. № 29. ст.2950.
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года №10-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ, 1996. №3. ст.148.
[5] Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30 октября 2007г. №238-Ф3 // Российская Газета, Федеральный выпуск, №4510, от 03.11.2007.
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 23 ноября 2007 года № 268-ФЗ) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ, 2006. № 27. 2881 с.
[7] Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. ФЗ РФ от 23 декабря 2003, № 186-ФЗ) «Об образовании» // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150.
[8] Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 (ред. от 21 марта 2002 года) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
[9] Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001года № 129-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 2007. № 7. 834 с.; № 30. 3754 с.