Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовое положение определяется ст. 116 ГК РФ и рядом законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ” О потребительской кооперации в Российской Федерации” от 19 июня 1992 года.[8]
Потребительский кооператив создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
Потребительский кооператив создается и действует на основе следующих принципов:
- добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;
- обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
- демократичности управления потребительским обществом (один пайщик – один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
- взаимопомощи и обеспечения пайщиками, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского кооператива, экономической выгоды;
- ограничения размеров кооперативных выплат (кооперативные выплаты – это часть доходов потребительского кооператива, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского кооператива или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского кооператива);
- доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
- наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;
- заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».
Учредителями потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно составлять менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.
Учредительным документом потребительского кооператива является устав.
Управление потребительского кооператива осуществляют:
1) общее собрание ПК. При принятии решений пайщик имеет один голос;
2) совет ПК, состоящий из председателя и членов совета. Совет избирается сроком на 5 лет;
З) правление. Совет ПК определяет его полномочия и осуществляет контроль за деятельностью. Совет ПК назначает и увольняет председателя правления и его членов.
Доходы, полученные ПК от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, могут распределяться между его членами в виде кооперативных выплат. Их размер не может превышать 20% доходов потребительского кооператива.
Доходы от предпринимательской деятельности могут также направляться в фонды потребительского кооператива для осуществления расчетов с кредиторами. ПК отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков (членов). Субсидиарная ответственность пайщиков по обязательствам ПК определяется в порядке, предусмотренном ГК РФ и уставом потребительского кооператива.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 116 ГК РФ члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки с помощью дополнительных взносов
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Глава 2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций
2.1. Порядок создания и государственная регистрация
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
Базовые требования к учредительным документам некоммерческих организаций предусмотрены статьей 14 ФЗ "О некоммерческих организациях".
Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
1. устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
2. учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
3. решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.
В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[9] некоммерческая организация подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единой государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.
Общи перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций:
—заявление учредителей;
—протокол учредительного собрания;
—учредительный договор или решение учредителей о создании организации;
—информацию об учредителях (полное имя, паспортные данные, домашний адрес, год рождения, телефоны — для физических лиц; если учредителем некоммерческой организации выступает уже созданное юридическое лицо, то представляются нотариально заверенные копии его учредительных документов, полное наименование, юридический адрес, номер банковского счета);
—устав создаваемой некоммерческой организации;
—документ (гарантийное письмо), подтверждающий наличие у создаваемой некоммерческой организации юридического адреса, который предоставляется ей уже действующим юридическим лицом;
—квитанцию об уплате регистрационного сбора.
Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке. Остается открытым вопрос о внесении изменений в учредительные документы, касающихся изменения состава учредителей. На практике используется, как правило, соответствующие решения бывшего и нового учредителя.
2.2. Основания реорганизации и ликвидации
Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению высшего органа управления некоммерческой организации.
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме:
А) слияния,
Б) присоединения,
В) разделения,
Г) выделения,
Д) преобразования.
Реорганизация в форме слияния предусматривает возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
Реорганизация в форме присоединения предусматривает прекращение деятельности (ликвидацию) одного или нескольких юридических лиц с передачей всех прав и обязательств другому юридическому лицу.
Под реорганизацией путем разделения юридического лица признается прекращение (ликвидация) юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым юридическим лицам, то есть на базе одного юридического лица создаются два и более юридических лиц.
Под реорганизацией путем выделения юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения (ликвидации) последнего.
Под преобразованием юридического лица понимается изменение организационно-правовой формы этого юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.
Реорганизация осуществляется путем регистрации данных изменений в установленном законом порядке, при этом должны быть представлены следующие документы:
решение о реорганизации юридического лица;
заявление о регистрации нового юридического лица;
учредительные документы нового юридического лица;
передаточный акт или разделительный баланс;
договор о слиянии в предусмотренных законом случаях;
документ об уплате госпошлины.
Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.