Институт гражданства в Российской Федерации
План
Введение
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института
1.1 Понятие и сущность гражданства
1.2 Юридическое содержание гражданства
1.3 Принципы гражданства
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации
Глава 3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве
3.2 Производство по делам о гражданстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Согласно положениям Конституции РФ определяющим фактором демократизации российского общества, формирования правовой государственности в Российской Федерации служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности (ст. 2), а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17).
Одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам является институт гражданства, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
На сегодняшний день институт гражданства имеет большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это связано с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-общество». Во вторую, интерес к гражданству существенно возрос в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.
В свою очередь, само принятие данного закона вызвало значительный интерес со стороны ученых, который был обусловлен как необходимостью определения сущности основных его положений, так и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др.
В самих работах указанные авторы в той или иной степени затрагивают различные стороны гражданства. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали всей проблематики рассматриваемого вопроса, в частности, вопроса приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства. Практически неизученной остается сфера деятельности органов, ведающих делами о гражданстве.
Указанные обстоятельства и предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. исследование сущности института гражданства;
2. формулирование определения понятия гражданства;
3. определение содержания гражданства, его функций;
4. рассмотрение основных видов гражданства;
5. изучение принципов гражданства;
6. конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
7. исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
8. анализ производства по делам о гражданстве.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, обусловленные содержанием института гражданства в Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают нормы конституционного права, а также других нормативных актов, регулирующие отношения гражданства и охватывающие определенную сферу общественных отношений между физическим лицом и государством, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.
Проведенное исследование опирается на методологию и теорию познания философии, общей теории и социологии права. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы: логический, системно-структурный, формально-юридический, конкретно-социологические и иные методы научного познания.
Методологию настоящего исследования определяли также Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых-правоведов по вопросам гражданства, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.
Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области конституционного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Я.Л. Ванюшина, А.Н. Головистиковой, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, В.Ф. Миронова, А.И. Прудникова и других ува, ной базы использовались работы А.П. Гуляева, данского права и других отраслей права.ости.и правоприменительных акченых.
Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, иное федеральное законодательство Российской Федерации, международные акты и договоры Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.
Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института гражданства в единстве международно-правового и национального аспектов. В дипломной работе анализируется реальное состояние существующей процедуры принятия решений по делам о гражданстве.
Элементы новизны проявляются также в выводах, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института
1.1 Понятие и сущность гражданства
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»[1].
Особую актуальность данное предписание приобретает в результате того, что гражданство является важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. В-первую очередь это обусловлено тем, что закрепленные Конституцией и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства[2].
В рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года, в ст. 1 содержится определение понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета»[3].
В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют.
При определении понятия гражданства необходимо исходить из того, что определение любого понятия должно раскрывать существенные черты его содержания. Определение должно иметь вид сжатой и четкой формулы, дающей представление об основных элементах, составляющих структуру исследуемого явления. В то же время непомерное расширение состава элементов понятия гражданства не всегда идет на пользу теоретическому познанию его содержания. Зачастую в определения включаются моменты, вытекающие из факта обладания гражданством, но не дающие ответа на вопрос о самом понятии гражданства[4].
Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов.
Гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные трактовки своей природы. В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:
1) гражданство – это принадлежность лица к государству[5];
2) гражданство – это правовая или политико-правовая связь лица с государством[6];
3) гражданство – это состояние лица (общества) в государстве[7].
Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству[8].
Однако, закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»[9],[10] положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. Так согласно ст. 3 данного закона под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13