6) право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
7) обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.
Суверенное право государства на гражданство как элемент его правосубъектности означает наличие у государства определенных прав и ответственности. А именно:
1) обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство;
2) обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц;
3) обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов;
4) обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им;
5) право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.
Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством[18].
В настоящее время в Российской Федерации отношения гражданства регулируются Конституцией 1993 г., международными юридическими документами о правах человека, международными договорами РФ о регулировании гражданства; действующими федеральными законами по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и безгражданства[19], Гражданским и Семейным кодексами РФ, указами Президента Российской Федерации[20], постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ[21] и ведомственными нормативными актами[22].
Данные нормативные правовые акты условно позволяют выделить основные виды юридического состояния лица в системе политико-правовых отношений гражданства. Это:
1) отечественное гражданство, то есть гражданство страны происхождения этой особой правовой связи, или другими словами – гражданство материнского государства. Как правило, это гражданство соименное с названием этого государства, соответственно в России – российское гражданство. Гражданство Российской Федерации, установленное Конституцией РФ, признается, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законодательством и является единым и равным независимо от оснований его возникновения;
2) иностранное гражданство. Отношения иностранного гражданства на территории Российской Федерации признаются и регулируются ст. 62 и 63 Конституции РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища[23] и международными договорами Российской Федерации;
3) двойное гражданство. Это правовое состояние физических лиц в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь место лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Содержание этого правового состояния предполагает наличие у лица естественных прав человека; прав гражданина иностранного государства; прав российского гражданина, за исключением случае, установленных федеральным законом или международным договором; конвенциальных прав, содержащихся в договорах Российской Федерации с другими государствами. Состояние двойного гражданства гарантирует бипатриду все права и свободы, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является в соответствии с действующим законодательством;
4) множественное гражданство, которое представляет собой конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств;
5) безгражданство. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации[24].
Институт гражданства в Российской Федерации имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:
1) субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица – с другой;
2) объекты отношений гражданства, то есть общественные отношения, составляющие фактическое содержание таких правовых состояний, как отечественное гражданство (гражданство страны происхождения), иностранное государство, безгражданство, двойное гражданство и другие общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи государства с человеком;
3) основания, то есть законоустановленные условия признания, приобретения, сохранения и прекращения гражданства;
4) порядок решения вопросов гражданства, то есть система юридических процедур, с помощью и посредством которых юридически оформляются принимаемые по вопросам гражданства решения. В соответствии с действующим законодательством установлены два порядка решения вопросов о гражданстве – административный, когда субъектами решений являются исполнительные органы государства, и судебный (только через суд);
5) обжалование решений по вопросам о гражданстве[25].
Исходя из проведенного анализа юридического содержания гражданства, можно заключить, что гражданство представляет собой самостоятельный комплексный межотраслевой институт права, субъективное право по поводу гражданства, особого рода длящееся правоотношение, существующее как в общей, так и в конкретной формах, правовое состояние, часть правового положения (правового статуса) гражданина, юридическое условие в ряду юридических фактов.
1.3 Принципы гражданства
Как и любой правовой институт, институт гражданства обладает определенными принципами, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие начала, системообразующие элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений[26]. Принципы не только способствуют правильному пониманию и применению правовых норм рассматриваемого института, но и оказывают влияние на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в указанной сфере, а также способствуют выявлению и исключению правовых норм, не вписывающихся в систему законодательства в области гражданства[27].
В ст. 4 Закона о гражданстве определены принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Среди них следует выделить следующие:
1) принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
2) гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
3) проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации;
4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
5) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
6) Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
7) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства[28].
Рассмотрим более подробно некоторые из вышеуказанных принципов гражданства.
Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость принципу единства граждан. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.
Наряду с данным принципом важнейшее значение имеет принцип равного гражданства. Он закреплен в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве.
Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором – равенство относительно прав в вопросах гражданства. Данный принцип подразумевает также недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4 Закона о гражданстве).
Таким образом, принцип равного гражданства означает, что все граждане государства равны перед законом независимо от происхождения, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства. В данном аспекте принцип равного гражданства распространяется и на правовое положение гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
Следующим принципом гражданства выступает принцип свободы и добровольности выбора гражданства. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13