Институт гражданства в Российской Федерации

Приведенный анализ производства по делам о гражданстве РФ позволяет сделать вывод, что данное производство представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, основными этапами которой являются оформление и подача заявления по вопросам гражданства, его рассмотрение, срок принятия решения по вопросам гражданства, его исполнение и контроль за исполнением принятого решения.

Заключение

Гражданство – многоаспектное правовое явление, многогранность которого проявляется в том, что гражданство выступает как особое устойчивое правоотношение, комплексный институт конституционного права и субъективное право. Каждый из аспектов гражданства является дискуссионным в правовой науке, и получает в исследовании, проводимом в дипломной работе, авторское уточнение.

На основании изучения определения гражданства в действующем Законе о гражданстве можно заключить, что оно содержит все необходимые юридически значимые признаки и отражает установившуюся концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами.

Исследование современных принципов гражданства Российской Федерации имеет существенное значение для определения характера и содержания гражданства, рассмотрения вопросов и принятия по ним решений. Они лежат в основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяют стабильность гражданства и отражают его сущность, выступают как руководство в практике реализации гражданства, являются показателем развитости и демократичности государства, демонстрируя его отношения с личностью. Их основополагающая роль заключается в том, что все другие нормы гражданства и принимаемые решения должны находиться в соответствии с ними.

В результате анализа положений законодательства по вопросам гражданства было выявлено, что решение вопросов приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, получило в Федеральном законе о гражданстве принципиально новые подходы, что обусловлено качественными политико-правовыми и социально-экономическими изменениями в государстве. Принципиально новым является закрепление в действующем Законе понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство. Также сокращен перечень оснований приобретения гражданства РФ. В качестве обязательного условия приема лиц в российское гражданство введен их отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Значительно изменено содержание такого основания как восстановление в российском гражданстве. Наряду с этим существенные изменения внесены в решение вопросов приобретения гражданства. В частности, сокращено необходимое для этого количество оснований.

Последняя глава дипломной работы посвящена характеристике понятия, функций, полномочий органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и общим правилам производства по делам о гражданстве.

В результате исследования отмечается, что Закон о гражданстве упорядочил полномочия органов и должностных лиц, ведающих вопросами гражданства, установил порядок и сроки рассмотрения дел и принятия решений по вопросам гражданства. Статья 28 Закона о гражданстве содержит закрытый перечень органов, осуществляющих решение вопросов гражданства РФ.

Проанализирована компетенция, функции Президента РФ в области гражданства; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами Российской Федерации.

Подводя итог проведенному исследованию института гражданства стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства. В сфере приобретения и прекращения гражданства происходят определенные нарушения:

1.           нарушения прав лиц, имеющих право на гражданство по рождению; данные нарушения заключаются в том, что лицам не предоставляют гражданство, поскольку они находились в течение конкретного времени за пределами страны, хотя они имеют на него право в силу рождения;

2.           нарушения при выдаче паспортов граждан России и в практике изъятия последних;

3.           нарушения из-за неспособности сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, оперативно реагировать на изменяющее законодательство в сфере гражданства.

Поэтому в настоящей работе были предприняты попытки сформулировать рекомендации и предложения для дальнейшего совершенствования законодательства и разрешения вопросов, возникающих у сотрудников правоприменительной практики. А именно:

1.           соблюдение интересов личности в сфере гражданства;

2.           совершенствование правовых механизмов регулирования правоотношений в сфере приобретения и прекращения гражданства. В свою очередь они заключаются в создании единой судебной практики по делам в области гражданства и обеспечении постоянного повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, в части касающейся приобретения гражданства.

Наряду с этим, в работе было предложено авторское видение на решение некоторых вопросов, связанных с приобретение гражданства:

1.           для разрешения трудностей, связанных с определением законного источника средств к существованию изложить п. «в» ч. 1 ст. 18 Закона о гражданстве в следующей редакции: «в) имеют работу на территории РФ»;

2.           для разрешения вопросов, связанных с понятием «высокие достижения в области науки, техники и культуры» целесообразно внести изменения в Закон о гражданстве для обоснования данного понятия. При этом вопросы определения высоких достижений в области науки, техники и культуры следует отнести к государственным органам, имеющим соответствующие полномочия в сфере науки, техники и культуры, поскольку они более профессионально смогут определить, что является высоким достижением в названных областях;

3.           для разрешения вопросов, связанных с понятием «особые заслуги» считается целесообразным изложить сущность «особых заслуг» в Законе о гражданстве следующим образом. Под особыми заслугами следует понимать: внесение инвестиций в экономику России, которые способствовали сохранению рабочих мест либо привели к созданию новых рабочих мест; возможность и желание лица выступать за сборную России по какому-либо виду спорта в результате обладания лицом профессиональными способностями в спорте; предоставление информации для Российской Федерации, которая способствовала укреплению ее обороноспособности и безопасности.

В-целом, проведенное исследование позволило определить специфические особенности, характеризующие современный институт гражданства, состояние законодательства, регулирующее порядок приобретения и прекращения гражданства, существующие проблемы и трудности восприятия правовой природы гражданства.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1)      Всеобщая Декларация прав человека [Текст] : Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. – 1995. – 05 апреля.

2)      Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 21 января 2009 года). – М.: Приор, 2009.

3)      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Текст] (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

4)      Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Утверждена Приказом МВД РФ от 06 февраля 2003 года № 82 // Российская газета. – 2003. – 22 февраля.

5)      О гражданских и политических правах [Текст] : Международный пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.

6)      О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

7)      О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») [Текст] : Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2820.

8)      О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [Текст] : Договор между Российской Федерации и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1995. – № 3.

9)      О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 июня 2002 года) (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.

10) О проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова [Текст] : Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года № 2-П // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 531.

11) О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах регулирования гражданства» [Текст] : Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 мая 1993 года № 5014-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 23. – Ст. 831.

12) Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4570.

13) Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.

14) Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3601.

Книги, монографии, учебники, учебные пособия

1)      Баглай, М.В. Конституционное право России: Учебник [Текст] / М.В. Баглай. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.

2)      Головистикова, А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам [Текст] / А.Н. Головистикова. – М.: Эксмо, 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты