Исполнительная надпись нотариуса

Во-первых, нотариус совершает исполнительную надпись в день обращения к нему, следовательно, кредитор имеет большой выигрыш во времени.

Во-вторых, государственная пошлина (тариф) в соответствии с новой главой 25.3 Налогового кодекса «Государственная пошлина» за совершение исполнительной надписи составляет всего 0,5 процента от взыскиваемой суммы, но не более 20000 рублей, тогда как размер пошлины в суде при подаче заявлений о вынесении судебного приказа составляет 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления. Также весьма значителен размер государственной пошлины и при подаче заявлений в арбитражный суд, тем более, что при обращении в арбитражный суд верхнего предела по государственной пошлине не существует.

В-третьих, исполнительная надпись может быть сразу предъявлена к взысканию, тогда как судебное решение обращается к взысканию лишь после его вступления в законную силу. В случае обжалования решения момент его обращения к исполнению откладывается.

Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день исполнительная надпись нотариуса используется крайне редко. Все известные информационно-правовые системы содержат в своём банке решения судов в основном только 90-х годов.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» к заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса. Однако при этом не уточняется, какие документы с исполнительной надписью нотариуса должны прилагаться.

С принятием Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительная надпись нотариуса не рассматривается приставами-исполнителями в качестве исполнительного документа, поскольку не включена в перечень видов исполнительных документов, содержащийся в статье 12 указанного Закона[55].

Необходимо на законодательном уровне разрешить данную проблему, про которую автор рассказывал в первой главе: непринятие судебными приставами-исполнителями к исполнению документов с нотариальной исполнительной надписью по мотиву того, что исполнительная надпись не содержится перечне документов, поименованных в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В связи с этим в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении законопроект № 198257-5, внесенный Законодательным собранием Вологодской области «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дополнив её пунктом 10 следующего содержания: «исполнительная надпись нотариуса на документах, устанавливающих задолженность».

Принятие настоящего проекта позволит устранить противоречия между Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также с целью установления возможности беспрепятственного принудительного исполнения исполнительной надписи нотариуса на документах, устанавливающих задолженность.

Стоит отметить также, что принятие и реализация проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.

Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о разработанности процедуры совершения исполнительной надписи нотариусами (гл. XVI Основ законодательства РФ о нотариате) при отсутствии определенности в подведомственности данной категории дел нотариусам.

Основы законодательства РФ о нотариате – это основной источник нотариального права, который должен предельно полно охватывать предмет своего отраслевого регулирующего воздействия. Пробел в определении подведомственности может быть устранен посредством внесения в Основы законодательства РФ о нотариате статьи, регламентирующей случаи совершения исполнительной надписи нотариусом. В данном случае законодательно на федеральном уровне будет определен юрисдикционный орган, способный в ряде случаев во внесудебном порядке выдать распоряжение о взыскании денежных сумм или истребовании имущества. При этом правовые гарантии на стадии принудительного исполнения будут обеспечиваться как судебными органами, так и органами исполнительной власти в лице Федеральной службы судебных приставов.

Автор считает нужным также внести изменение в действующее законодательство касающееся возврата заёмных денежных средств с помощью исполнительной надписи нотариуса.

Если заемщик не вернул денежные средства в срок, кредитор может попытаться взыскать их с должника, например, обратившись к нотариусу, который составит исполнительную надпись и снимет со счета должника причитающуюся кредитору сумму. Остальные способы проходят через арбитражный суд: кредитор либо начинает разбираться с должниками в общеисковом порядке, либо возбуждает производство по делу о банкротстве заемщика. Если кредитор решил прибегнуть к услугам нотариуса, следует иметь в виду следующее: услуги нотариуса быстры, но весьма дорогостоящие. Разбираться с должником в суде будет менее накладно: процентная ставка госпошлины, которую заинтересованному лицу придется заплатить при подаче иска, устанавливается тем меньшая, чем больше сумма иска. К тому же в случае успешного для кредитора завершения дела все расходы, связанные с судебным разбирательством, будут возложены на ответчика[56].

Таким образом, целесообразно было бы законодательно закрепить за нотариусом право при совершении исполнительных надписей включать в сумму ко взысканию также расходы кредитора, связанные с оплатой услуг нотариуса по её совершению.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нотариат зародился еще до нашей эры, в связи с развитием гражданского оборота и на протяжении всей истории является неотъемлемой частью практически каждой правовой системы любого государства.

Начавшаяся демократизация российского общества в начале 90-х годов XX века привела к возникновению института негосударственного, или латинского, нотариата. За последнее десятилетие частный нотариат занял прочные позиции в российской правовой системе, число частных нотариусов возрастает. На сегодняшний день в Братске нет ни одной государственной нотариальной конторы. В 1995 году Россия вступила в Международный союз латинского нотариата, объединяющий более 60 государств и занимающийся вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере. Несмотря на определенные сдвиги в развитии отечественного нотариата, остается множество нерешенных проблем.

Подводя итог всему вышесказанному автор отмечает наметившиеся тенденции перехода к демократическим принципам построения правовой системы в Российской Федерации. Однако, по ряду объективных причин, наивно было бы полагать, что с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации в стране резко произойдет установление демократических принципов и основ правового государства.

Автором в процессе выполнения данной работы определены место и роль нотариуса при совершении исполнительной надписи на документе, выявлены положительные и отрицательные моменты в действующем законодательстве. Также автор попытался вывести некоторые предложения по совершенствованию правового поля, в частности, совершенствование деятельности нотариальных органов во взаимосвязи их с другими государственными структурами.

В ходе разработки темы дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи: дана общая характеристика исполнительной надписи нотариуса, сила исполнительной надписи; исследован подинститут исполнительной надписи и определено место нотариуса в нем, а также изучены способы нотариальной защиты интересов, как кредитора, так и должника; изучена и проанализирована судебная и правоприменительная практика по рассматриваемым правоотношениям.

Таким образом, необходимо сделать некоторые выводы, в ходе изучения места и роли нотариусов при совершении исполнительных надписей.

В настоящее время в Российской Федерации происходит конкурирование применения исполнительных надписей и судебного производства. Не принят такой нормативно правовой акт, который четко разделял бы два этих производства. Поэтому необходимо расширить возможности использования исполнительной надписи в российском гражданском обороте. Параллельное действие институтов, например, приказного и упрощенного производств наряду с исполнительной надписью даст участникам гражданского оборота больше возможностей выбора средств правовой защиты в условиях наличия относительно бесспорных письменных доказательств. Необходимо непосредственно в тексте нового закона о нотариате закрепить основания и процедуру совершения исполнительной надписи, что будет способствовать установлению правовой определенности в данном вопросе.

Опыт использования исполнительной надписи нотариуса на практике показывает, что она служат удобным и дешевым способом по разрешению большинства бесспорных дел.

Использование нотариальной практики по совершению исполнительной надписи, способно придать динамизм процессу, повысить эффективность и действенность судебной и внесудебной защиты, так как отличается доступностью, простотой, удобством, как для граждан, так и для суда.

Применение на практике исполнительной надписи выявило, с одной стороны, очевидную необходимость данного института, востребованности его временем, его несомненное достоинство, а с другой стороны, выявили некоторые недоработки, которые не были предусмотрены законодателем.

Институт исполнительных надписей в соответствии с Основами обеспечивается путем оформления в упрощенном порядке взыскания долга с недобросовестных должников без их вызова в нотариальную контору. Поскольку у нотариуса нет собственного аппарата принудительного исполнения, то, совершая исполнительную надпись, он обязывает судебного пристава принять меры к принудительному исполнению, взыскать задолженность или истребовать имущество от должника.

На сегодняшний день законодательство о нотариате нуждается в серьезной корректировке, требуется разработка законопроекта, который бы детально отражал все возникающие на практике потребности общества и не регламентированные до этого вопросы нотариальной деятельности: как то определение нотариата, нотариальной деятельности и нотариального действия, нотариуса, нотариальной конторы, ответственности нотариуса и системы контроля за нотариальной деятельности.

По результатам исследования автором предлагается:

1) в ст. 90 Основ законодательства РФ о нотариате закрепить перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, причем при разработке данного перечня автор полагает необходимым расширить существующие возможности использования исполнительной надписи в российском гражданском обороте, предоставив нотариусу право совершать исполнительные надписи:

- по нотариально удостоверенным кредитным договорам;

- о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

- о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

- о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты