Источники аграрного права

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа.

Совершенно по-иному осуществляется делегированное правотворчество по линии сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов крестьянского самоуправления. Сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, органы крестьянского самоуправления, осуществляя деятельность по нормативному регулированию аграрных отношений, разрабатывают нормативные акты, содержащие нормы аграрного права, от своего имени, а не от имени государства. Это означает, что сельскохозяйственные коммерческие организации и органы крестьянского самоуправления реализуют собственную, а не чужую компетенцию, которая может расширяться в связи с предоставлением дополнительных полномочий, осуществлявшихся ранее государственными органами.

Существенное значение для регулирования аграрных отношений имеет деление актов санкционированного и делегированного правотворчества по органам, принявшим указанные источники аграрного права. По этому признаку могут быть выделены принятые по поручению компетентных органов государства или санкционированные ими постановления АККОР, локальные нормативные акты сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ.

Особое место среди делегированных источников аграрного права занимал утвержденный 13 февраля 1992 г. Съездом колхозников России Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)[6], который закреплял специфику правового положения колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) с учетом общих закономерностей правового регулирования аграрных отношений.

Санкционированное и делегированное правотворчество отражает в себе новые процессы, связанные со все более широким распространением договорного регулирования аграрных отношений. Это находит, например, закрепление в договорах Правительства России и АККОР, которыми определяется система рыночного регулирования, включая контроль за ценами на продукцию промышленных предприятий-монополистов, компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на горюче-смазочные материалы, возмещение из федерального бюджета СБС-АГРО (ранее Россельхозбанку) и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам и др.

Классификация источников аграрного права может быть проведена также в зависимости от юридической силы актов государственного правотворчества. В соответствии с Конституцией РФ 1978 г. по указанному признаку можно было выделить следующие виды федеральных источников аграрного права: постановления Съезда народных депутатов РФ, Законы и постановления Верховного Совета РФ, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, включая приказы и инструкции Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., устанавливает новую систему органов государственного правотворчества. На вершине письменных источников аграрного права с принятием Конституции РФ 1993 г. находятся прежде всего сама Конституция РФ, а затем законы Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. С вступлением в действие Конституции РФ 1993 г. на территории РФ по-прежнему применяются правовые акты федеральных органов государственной власти и управления, принятые до роспуска 21 сентября 1993 г. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Основания и пределы применения указанных актов определены Указом Президента от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»[7]. Указ подтвердил действие на всей территории России принятых Верховным Советом РФ до 21 сентября 1993 г. и вступивших в установленном порядке в силу законов РФ, постановлений Съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, а также законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990 г.

В области аграрного права преобладают по численности и важности законы и иные нормативные акты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов РФ, что полностью согласуется с нормами ст. 5, 65 — 79 Конституции РФ. Система источников аграрного права отражает также характерный для организации и деятельности современного государства принцип местного самоуправления, которое выступает как децентрализованная форма управленческой деятельности. Вполне закономерно потому повышение роли и престижа правовых актов органов местного самоуправления как источников аграрного права.


2. Конституционные основы аграрного права


Принятие Конституции РФ 1993 г. открыло новый этап в развитии российского, в том числе и аграрного, законодательства. В его рамках осуществляется комплексное переустройство сельского хозяйства, формируется новая аграрная структура, обеспечиваются экономические и правовые свободы аграрного предпринимательства, основой которого является собственность на землю и имущество сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ, колхозов, крестьянских хозяйств и мелкотоварных личных подсобных хозяйств граждан.

Юридическая функция Конституции РФ заключается в том, что она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.

Конституционные нормы являются непосредственно действующими правовыми нормами. Некоторые ученые отрицали возможность непосредственного регулирования конституционными нормами общественных отношений. Но это мнение не нашло поддержки в юридической литературе и было подвергнуто критике еще в 60-е гг., а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. было отвергнуто большинством специалистов, занимавшихся исследованием вопроса о месте конституционных норм в механизме правового регулирования общественных отношений.

Еще в те годы, когда тенденция превращения Конституции в акт прямого действия едва обозначилась, представители государствоведения и теории государства и права пытались выявить специфику реализации конституционных положений в нормах и принципах отраслей права. В случаях, когда принципы и нормы права Конституции, писал проф. Л.С. Явич, «не конкретизируются в иных отраслях права, они действуют непосредственно. Конституционные установления действуют непосредственно и тогда, когда в текущем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституционным нормам и принципам»[8].

Принятая в 1993 г. Конституция РФ всецело опирается на выработанную государствоведами концепцию о регулятивном характере конституционных положений как норм непосредственного действия. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п.1 ст. 15 Конституции РФ).

Содержание Конституции РФ как основного источника аграрного права многообразно. Однако ее нормы могут быть сведены к четырем основным блокам в области правового регулирования аграрных отношений:

·              права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или, точнее, правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;

·              единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитетов);

·              свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;

·              государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;

·              право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;

·              правовое регулирование сельскохозяйственного труда;

·              расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности;

·              установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.

Важную часть Основного Закона составляют статьи о социально-экономических правах и свободах граждан. Экономический строй Конституция РФ характеризует как свободную экономику. Это означает, что в экономической системе сосуществуют частные и публичные коммерческие организации. В сельском хозяйстве как важнейшем секторе народного хозяйства экономическая инициатива принадлежит гражданам, за которыми закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. В п. 1 ст. 34 Конституции РФ, регулирующей экономическую инициативу граждан и режим работы коммерческих организаций, особо подчеркивается связь экономической инициативы с хозяйственным использованием имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Экономическая инициатива свободна в том смысле, что каждый гражданин, обладающий имуществом, может реализовать право на предпринимательскую деятельность и может принять на себя ответственность за управление коммерческой организацией 

Обновление конституционного статуса предприятия и предпринимателя выразилось также в установлении ряда дополнительных норм, провозгласивших свободу рыночных аграрных отношений. 

И хотя в самом тексте Конституции РФ само понятие этой свободы не закреплено, оно может быть выведено из норм ч. 1 ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Речь идет о единой рыночной экономике в рамках всей страны как для граждан, наделенных правом на свободу аграрного предпринимательства, свободу сельскохозяйственных договоров, свободный выбор рода занятий и профессий, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления). 

Эти общие конституционные положения, основанные на принципах частного права, дополняются системой принципов, основанных на публичном регулировании единой рыночной аграрной экономики. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области публичного регулирования аграрного предпринимательства, относятся нормы об установлении основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического и социального развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71), финансовом, валютном, таможенном регулировании, основ ценовой политики (п. «ж» ст. 71), законодательном регулировании ряда других проблем, относящихся к ведению Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты