Источники аграрного права

Законодательство об аграрном предпринимательстве относится преимущественно к ведению Российской Федерации. Одновременно оно относится к совместному ведению РФ и ее субъектов и включает в себя, например, законы, устанавливающие общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72 Конституции РФ). Согласно п. «к» той же статьи к совместному ведению РФ и ее субъектов относится административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, которым решаются нередко важнейшие вопросы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Данная система конституционных положений включает в себя нормы и принципы, направленные на то, чтобы обеспечить функционирование демонополизированного экономического пространства, в пределах которого не допускается монополизация и недобросовестная конкуренция в сфере экономической деятельности (п. 2 ст. 34). Конституционный принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности особенно важен в связи с созданием надлежащих общих правовых рамок для свободного функционирования продовольственного рынка, основанного на активной предпринимательской деятельности всех участников рыночных аграрных отношений, независимо от форм собственности. И поскольку к монополистическому рынку толкает сложившаяся в условиях административно-командной системы структура сельскохозяйственного и агропромышленного производства, реализация в аграрном праве конституционного принципа свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности взаимоувязана с разукрупнением предприятий АПК, получившим название коммерциализации, и реорганизацией колхозов и совхозов, организационно-управленческими реформами управления АПК.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц.

Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю — экономическую основу гражданского общества. Таким образом, в область конституционного права введены те институты гражданского общества, которые закрепляют порядок присвоения средств производства и результатов труда и создают условия для установления одинакового правового режима для различных форм собственности. Конституционное законодательство предусматривает не только юридическое равенство и одинаковую защиту всех собственников, но и устанавливает гарантии свободного выбора форм собственности, свободы предпринимательской деятельности. Объем конституционного регулирования отношений собственности определяется интересами общероссийского рынка.

Отражая глубокие изменения, происшедшие после 1990 г. в связи с устранением государственной монополии на земельную собственность, легализацией частной собственности на землю, Конституция РФ закрепляет важные условия для осуществления радикальной земельной реформы, демократизации земельного строя, формирования новой структуры производственных отношений на селе. Законодательная модель, сконструированная п. 2 ст. 9 Конституции РФ, отражает результаты трехлетней земельной реформы, перераспределения земельных ресурсов в пользу товарных крестьянских хозяйств и закрепляет состояние присвоенности земли и других природных ресурсов гражданами, их объединениям, государству, муниципальным органам не только в статике, но и в динамике.

Динамика института права собственности на землю проявляется в изменениях широкого круга земельных отношений, юридически опосредуемых институтами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю (п. 2 ст. 9). С включением в Конституцию положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности. На это указывается в п. 1 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающем специальную норму об охране частной собственности законом. Общие положения об охране права частной собственности как высшей ценности гражданского общества выдвигаются на первый план, излагаются в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» непосредственно после норм, закрепляющих право на свободное предпринимательство, предшествуют изложению вопроса о частной собственности граждан и юридических лиц на землю. В этом находит выражение конституционная характеристика гражданского общества, в рамках которого реализуется большая часть прав и свобод граждан, признанных неотчуждаемыми и принадлежащими им от рождения.

Конституционный статус гражданина в области земельных отношений пополнился таким существенным правом, как право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 36). Конституция исходит из более точного и адекватного экономического и юридического понимания земельной собственности как принадлежности земельного участка определенному субъекту (в данном случае гражданину или объединению граждан).

Конституция Российской Федерации оказалась перед необходимостью сделать выбор между двумя решениями. Первое решение состояло в том, чтобы установить частноправовой режим сельскохозяйственных земель, основанный на концепции абсолютного права частной собственности. Этому решению соответствовали предложения сохранить классическое понимание права земельной собственности как права владеть, пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом.

Второе решение состояло в отказе от принципа безграничности прав земельного собственника и его свободы. Согласно этому мнению потребность улучшения использования земли, стремление воспрепятствовать экономическими и правовыми мерами спекуляции землей, сосредоточению ее в огромных размерах в одних руках вызвали необходимость ввести конституционные ограничения правомочий собственников сельскохозяйственных земель.

В п. 2 ст. 36 Конституции РФ содержатся положения, в которых частная собственность на землю характеризуется как право владения, пользования и распоряжения землей. Собственник свободно осуществляет принадлежащие ему правомочия, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Введение таких ограничений, основанных на концепции социальных функций земельной собственности, при сохранении максимальной охраны и свободы собственности создает юридическую основу для формирования экономической системы, основанной на демократических принципах и началах рыночной экономики, регулирующем воздействии государства на земельный рынок.

Общей юридической базой формирования конституционного статуса работников сельского хозяйства в области трудовых отношений являются признание и гарантирование Конституцией Российской Федерации свободы труда. Каждый работник сельского хозяйства вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции). Право на свободный труд дополнено запретом принудительного труда.

Особое значение для правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве имеют положения п. 3 ст. 37 Конституции РФ, провозгласившего право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В число обязательных элементов права на труд включено конституционное требование о вознаграждении за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Это право дополнено требованием о недопустимости какой-либо дискриминации в вопросах оплаты труда. Содержание этого важнейшего конституционного права должно рассматриваться, таким образом, с учетом действия таких принципов взаимоотношения государства и личности, как равенство и полнота осуществления прав и свобод. В строгом соответствии с этими принципами устанавливается единообразное содержание права на оплату труда не ниже установленного государством минимального размера как для членов сельскохозяйственных акционерных обществ, товариществ, кооперативов, работников государственных сельскохозяйственных предприятий, так и для наемных работников крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Впервые в Конституцию РФ введены положения, обеспечивающие право на защиту граждан от безработицы (п. 3 ст. 37).

Обновление конституционного статуса работников сельского хозяйства проявляется также в предоставлении каждому гражданину права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Объектом конституционного регулирования в данном случае является также право на забастовку (п. 4 ст. 37).

Конституция гарантирует всем лицам, работающим по договорам, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (п. 5 ст. 37).

В последнее время стала доминирующей тенденция судебного разрешения судами общей и специальной юрисдикции споров сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, что нашло отражение в п. 1 ст. 46 Конституции, провозгласившей гарантии каждого гражданина на судебную защиту его прав и свобод. Эта эволюция законодательства, связанная с расширением сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан достаточно полно отражена в п. 2 ст. 46 Конституции, закрепившем право на обжалование в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Беспрепятственность осуществления прав и законных интересов участников имущественного оборота, в том числе субъектов рыночных аграрных отношений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты ГК РФ (п. 1 ст. 1) возводит в ранг принципа, на котором строится рыночное законодательство.










Заключение

Аграрно-правовая наука прошла этап осмысления кардинальных проблем, относящихся к раскрытую сущности и основных принципов организации правового регулирования аграрных отношений. Многочисленные дискуссии по важнейшим теоретическим проблемам формирования аграрного (сельскохозяйственного) трава позволили сформулировать основные понятия этой новой отрасли права, более четко определить предмет и систему аграрного права, системообразующие факторы его формирования, источники и принципы, а также основополагающие институты самого аграрного права. Было убедительно показано, что оптимальное правовое регулирование аграрных отношений может быть достигнуто только при полном учете всех особенностей сельского хозяйства, прежде всего многоукладности организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, базирующегося на многообразии форм и видов собственности.

Произошли изменения в методике аграрно-правовых исследований. Активнее стали использоваться методы сравнительного правоведения, конкретные социологические исследования. Материалы исследований юристов-аграрников изучаются и обобщаются экономистами, философами, социологами. Проводятся совместные обсуждения теоретических проблем развития сельского хозяйства и АПК в целом, ведется совместная подготовка проектов нормативных актов в области сельского хозяйства и АПК.

В качестве основного источника аграрного права Конституция РФ закрепляет систему государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений. Тем самым она закрепляет иерархию нормативных актов государства, регулирующих аграрные отношения. К ним относятся законы, указы, постановления, приказы, инструкции, решения, распоряжения.

Эти акты опосредуют общественные отношения в сельском хозяйстве и по этому признаку обособляются в самостоятельную систему источников аграрного права.

Список используемой литературы

1.     Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2003. Т. 1. С. 258.

2.     Быстров Г.Е., Козырь М.И. Аграрное право, М.: Юристъ, 2005 г.

3.     Быстровым Г.Е., Козырем М.И.  Анализ литературы по вопросу о природе аграрного права дан в сборнике научно-аналитических обзоров ИНИОН АН СССР «Продовольственная программа СССР и сельскохозяйственное право». М., 1985. С. 5 — 53.

4.     Веденин Н.Н. Аграрное право, М.: Юриспруденция, 2004 г.

5.     Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. Мг 22. Ст. 355; 1989. № 19. Ст. 350.

6.     Козырь М.И. Становление и развитие науки сельскохозяйственного права. Развитие аграрно-правовых наук. М., 1980. С. 90.

7.     Казьмин И.Ф. Право и сельское хозяйство // Советское государство и право. 1974. № 1. С. 79;

8.     Казьмин И.Ф. Сельскохозяйственное законодательство: проблемы и перспективы. М., 2004 г. С. 41 — 45.

9.     Панкратов И.Ф. Сельскохозяйственное право как отрасль права? Нет оснований // Советское государство и право. 1973. № 9. С. 51;

10. Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1994 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 15. Ст. 1787.

11. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 2.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 26. Ст. 3061.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29. Ст. 3501.

14.  Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3919.

15. Явич Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского права // Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М., 1979. С. 69.


[1] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №30. Ст. 411.


[2] См.: Российский фермер. 1994. № 19. 17 — 24 мая.


[3] См.: Российский фермер. 1994. № 19. 17 — 24 мая.


[4] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5; 1992. № 33. Ст. 1966; 1993. № 21. Ст. 738; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.


[5]  Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 92.


[6]  АПК: экономика и управление. 1992. N° 5. С. 13 — 20.


[7] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3919.


[8] Явич Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского права // Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М., 1979. С. 69.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты