Избирательное право и избирательная система

Пропорциональная система не дает возможности избирателям оценить личные качества кандидата, поскольку они голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.

Для устранения недостатков как при мажоритарной, так и при пропорциональной избирательной системах, в некоторых странах используется смешанная система формирования представительных органов. Существуют несколько вариантов применения смешанной избирательной системы. То есть данная система может быть двух видов.

Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной.

В ряде стран (Германия, Россия) половина депутатов парламента избирается по одномандатным избирательным округам, а вторая половина – по общегосударственным партийным спискам. Избиратель, получив два бюллетеня, в одном из них голосует за кандидата по мажоритарной системе, а во втором – за партийный список по пропорциональной системе, что позволяет ему определить как конкретного кандидата, так и высказаться в поддержку определенной партии (избирательного блока). При смешанных системах нередко применяется и заградительный барьер (пункт).

Следует отметить, что идеальных избирательных систем в мире, скорее всего, нет, потому стране приходится выбирать ту, которая больше всего соответствует ее условиям, национальным традициям, структуре и составу населения, определенным этапам развития демократии, международно-правовым актам в области избирательного права.

Международные стандарты и критерии демократических и справедливых выборов определены рядом документов ООН и других международных организаций. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Римская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая Советом Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года, и другие документы.


Избирательное право Республики Беларусь, его основные принципы


Конституция Республики Беларусь закрепила исходные положения избирательного процесса. Так, статья 38 Конституции устанавливает, что граждане Республики имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Конституции Республики Беларусь вопросам проведения выборов и референдума посвящен специальный раздел III «Избирательная система. Референдум». В нем закрепляются основные принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах, ограничения в реализации избирательных прав граждан, а также основные положения избирательного процесса.

Как отмечалось выше, избирательное право делится на активное и пассивное.

Активное избирательное право – право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления.

Статьей 64 Конституции Республики Беларусь установлен принцип всеобщего избирательного права, который предоставляет право участвовать в выборах гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям. Этот принцип не имеет абсолютного характера, и в соответствии со статьей 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Следует отметить, что данная категория граждан не лишена пассивного избирательного права, то есть права быть избранными.

Признание лица недееспособным осуществляется в судебном порядке на основании статьи 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь обычно в случаях психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Пассивное избирательное право – это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь не имеют права избирать и быть избранными, равно как и участвовать в референдумах, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, в соответствии со статьей 18 Устава Союза Беларуси и России, являющегося частью Договора Республики Беларусь и Российской Федерации «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года было предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это право сейчас предусмотрено статьей 58 Избирательного Кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со статьями 38, 64–68 Конституции Республики Беларусь основными принципами участия граждан в выборах являются принципы: всеобщности, свободных выборов, равных выборов, прямых выборов, тайного голосования.

Принцип всеобщности выборов, как уже отмечалось, предполагает, что в выборах имеют право принимать участие все совершеннолетние граждане Республики Беларусь за исключением тех, в отношении которых имеются конституционные ограничения их избирательных прав.

Согласно статье 65 Конституции Республики Беларусь принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему на выборах и за кого голосовать. В соответствии с этим принципом подготовка и проведение выборов проводятся открыть и гласно. Следует отметить, что в некоторых странах установлено обязательное голосование. Если избиратель не является на избирательный участок без уважительной причины, то его ждет наказание: общественное порицание (Италия), штраф (Австрия и др.). В Республике Беларусь не имеется обязанности участвовать в выборах, но для того, чтобы выборы считались состоявшимися, в них по общему правилу должны принять участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования.

Принцип равных выборов (статья 66 Конституции) означает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и имеют равное количество голосов. Теоретически формулировка Конституции «равное количество голосов» допускает возможность существования в Республике Беларусь смешанной избирательной системы, при которой один голос избирателя подается за кандидата в депутаты, а другой – за партийный список. Принцип равенства в избирательном праве понимается и как равенство избирательных округов по численности населения. Однако в любом государстве такого равенства не существует. Это связано в первую очередь с невозможностью «нарезки» избирательных округов, абсолютно равных по числу избирателей, особенно если избирательные округа «привязываются» к существующему административно-территориальному делению. Для корректировки численности избирателей в целях обеспечения этого принципа в избирательном законодательстве Республики Беларусь установлено, что численность избирателей в округах не должна отличаться более чем на 10%.

Принцип прямых выборов содержится в статье 67 Конституции. В Республике Беларусь все выборы являются прямыми (за исключением выборов в Совет Республики). Это значит, что избиратели во время выборов голосуют «за» или «против» кандидата непосредственно. Наряду с этим принципом Конституция (ст.38) устанавливает принцип косвенных выборов при формировании второй палаты Национального собрания – Совета Республики.

Принцип косвенных выборов стал применяться в Республике Беларусь первоначально на основании декрета Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 года «Об утверждении положения о выборах членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь».

На основании этого принципа членов Совета Республики выбирают не граждане, а другие представительные органы, ранее избранные гражданами. В соответствии со статьей 91 Конституции по восемь членов Совета Республики избирается депутатами местных Советов базового уровня от каждой области и города Минска (восемь членов назначаются также Президентом Республики Беларусь).

Принцип тайного голосования закреплен в статье 38 Конституции Республики Беларусь и означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. В соответствии с этим принципом каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или комнате в специально оборудованном помещении, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя (статья 51 Избирательного Кодекса Республики Беларусь).


Подготовка и проведение выборов


Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким-либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (статья 91) выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно. В случае роспуска местного Совета выборы назначаются Президентом не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска. Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов, то есть после принятия решения и подписания соответствующего указа.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва. Сообщение о дате проведения выборов обнародуется в средствах массовой информации не позднее трех дней после назначения выборов.

Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.

В статье 71 Конституции Республики Беларусь указывается, что «проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией».

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Выборы членов Совета Республики обеспечивают Центральная комиссия и в определенной степени местные органы управления и самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты