Избирательное право и избирательная система

3        районные, городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, районные, городские (в городах областного подчинения) территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов – президиумами районных, городских Советов депутатов и районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь – президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии не позднее, чем, соответственно, за 80 и 85 дней до выборов;

4        городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские избирательные комиссии по выборам депутатов городских, поселковых, сельских Советов депутатов – городскими, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами в составе 7–11 членов не позднее, чем за 85 дней до выборов;

5        окружные комиссии по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей, депутата областного Совета депутатов – президиумами областных, Минского городского Совета депутатов и областными, Минским городскими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии не позднее 5 дней со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве депутата;

6        участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участковые комиссии по проведению голосования об отзыве депутата – районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – районными администрациями в составе 5–19 членов комиссии не позднее, чем, соответственно, за 45 дней до выборов, 10 дней со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве депутата. В необходимых случаях состав участковой комиссии может быть уменьшен или увеличен.

Решение об образовании комиссий с указанием их составов, места нахождения, номеров телефонов в семидневный срок публикуется в печати или иным способом доводится до сведения избирателей.

За пределами Республики Беларусь при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов парламента участковые комиссии образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

Следующим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей. Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов. Однако, как правильно указывается в литературе, нужны не приблизительные, а уточненные данные, в которых были бы учтены все прошедшие события и действия (смерть избирателя, выезд в другой населенный пункт или за пределы республики, достижение совершеннолетия и т.д.).

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.

В списки включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах.

Гражданин может быть включен в список только на одном участке для голосования.

Выдвижение кандидатов является следующим этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.

Следует отметить, что в соответствии с избирательным законодательством и законодательством о государственной службе Республики Беларусь кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, а также в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в установленном законодательством порядке.

Порядок выдвижения кандидатов в Президенты.

Согласно статье 80 Конституции и статье 57 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Согласно части второй статьи 81 Конституции Республики Беларусь право на выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь предоставляется только гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей (по ранее действовавшей редакции Конституции кандидата в Президенты могли выдвигать и 70 депутатов Верховного Совета).

Порядку выдвижения кандидатов в Президенты посвящена статья 61 Избирательного кодекса. Первоначально создается инициативная группа в количестве не менее 100 граждан, которая должна назначить (избрать) руководителя и подать заявление о регистрации. Заявление о регистрации подается в Центральную комиссию не позднее, чем за 85 дней до выборов. В документах, представляемых инициативной группой в Центральную комиссию, нужно указывать не только данные о ее членах, но и ряд данных о кандидате в Президенты: его фамилию, имя, отчество, дату рождения, профессию, место работы и должность, место жительства, партийность (если есть). Центральная комиссия должна в пятидневный срок рассмотреть это заявление, зарегистрировать инициативную группу и выдать ее членам специальные удостоверения и подписные листы для сбора подписей в пользу будущего кандидата.

Если группа нарушила Избирательный кодекс или иные акты законодательства, то Центральная комиссия может отказать ей в регистрации. Такой отказ может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь в трехдневный срок.

В подписной лист вносится фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя, поддерживающего лицо, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Он имеет право расписаться только один раз. Подписи нумеруются. На каждом подписном листе ставится подпись члена группы, собирающей подписи избирателей, в присутствии председателя или заместителя председателя исполнительного комитета тех административных единиц, на территории которых проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа.

Подписные листы должны быть сданы не позднее, чем за 50 дней до выборов соответствующей комиссии, которая в десятидневный срок должна проверить достоверность подписей избирателей. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей, сданных в соответствующую комиссию. Проверить достоверность подписей избирателей в подписных листах при необходимости могут также областные и Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.

Недостоверными подписями считаются:

1        фиктивные подписи;

2        подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

3        подписи лиц, не обладающих избирательным правом;

4        подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;

5        подписи избирателей, собранные до установленного срока выдвижения кандидатов;

6        подписи избирателей при отсутствии одного или нескольких требуемых Избирательным кодексом данных;

7        подписи избирателей, проживающих не в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – не в одном районе;

8        подписи избирателей, если данные о них внесены в подписной лист не собственноручно или карандашом;

9        все подписи избирателей в подписном листе, если подписи собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы, или если подписной лист не подписан членом инициативной группы либо подписан другим членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи, или не удостоверен печатью местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей.

Участие администрации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются.

Ответственность за достоверность данных, содержащихся в подписных листах, несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

В отличие от выдвижения кандидатов в президенты порядок выдвижения кандидатов в депутаты имеет свои особенности.

В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Беларусь право на выдвижение кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам.

Однако в избирательном законодательстве не упоминается о праве общественных объединений выдвигать кандидатов в депутаты. В статье 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь указано, что правом выдвигать кандидатов в депутаты обладают политические партии, зарегистрированные Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовые коллективы, а также граждане путем сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

В качестве кандидатов в депутаты местных Советов могут выдвигаться граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета депутатов, а также работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории другого местного Совета депутатов, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием данного местного Совета депутатов.

Конституция Республики Беларусь (ст.92) ввела дополнительные ограничения пассивного избирательного права для депутатов парламента. Так, одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета. Член Совета Республики не может быть членом пра-вительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Кроме того, Конституция предусматривает ценз «оседлости», то есть проживания в течение определенного времени (пять лет) для членов Совета Республики.

Кандидаты в депутаты выдвигаются тремя основными субъектами: политическими партиями, трудовыми коллективами и гражданами.

Что касается порядка выдвижения кандидатов в депутаты политическими партиями, то согласно статье 62 Избирательного кодекса Республики Беларусь, выдвижение кандидатов осуществляется:

1        в депутаты Палаты представителей – высшими органами республиканских политических партий;

2        в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов – областными, Минскими городскими, районными, городскими руководящими органами политических партий, состоящими в установленном порядке на учете, имеющими нижестоящие организационные структуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты