Избирательное право и избирательная система

3        в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов – районными, городскими руководящими органами политический партий, а также на собраниях их первичных организаций.

Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Парламент, соответствующий местный Совет только одного кандидата в депутаты из числа членов этой политической партии.

Выдвижение кандидатов в депутаты от трудовых коллективов производится на собраниях или конференциях этих трудовых коллективов. Такие собрания или конференции проводятся в организациях, в которых работает не менее 300 человек, и которые обладают правом юридического лица. Созываются такие собрания администрацией как по собственной инициативе, так и по инициативе групп избирателей в количестве не менее 150 человек, работающих в этой организации.

На собрании трудового коллектива должно присутствовать более половины его состава. Конференция будет правомочна, если в ней принимает участие не менее 2/3 избранных делегатов (представителей рабочих).

Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выдвинут от нескольких небольших коллективов, если они совместно будут составлять не менее 300 человек, на общем собрании.

Третий способ выдвижения кандидатов в депутаты путем сбора подписей избирателей предусматривает статья 65 Избирательного кодекса. Выдвижение кандидата в депутаты парламента путем сбора подписей осуществляется инициативной группой в количестве не менее 10 человек, а в депутаты местных Советов – от 3 до 10 человек. Для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей необходимо собрать не менее 1000 подписей избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа; для кандидатов в депутаты местного Совета – подписи не менее 150 человек (для выдвижения в областной и Минский городской Совет), не менее 75 человек – в районный, городской (города областного подчинения) Совет и не менее 20 человек – в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Совет.

Определенную специфику имеет выдвижение кандидатов в члены Совета Республики. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам (районным и городским городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Совета депутатов и исполнительному комитету.

Решение совместного заседания о выдвижении кандидата в члены Совета Республики принимается большинством голосов от их состава. В этом решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и жительства, партийность и время проживания на территории области, города Минска. Подписывается решение о выдвижении лица кандидатом в члены Совета Республики председателем местного Совета депутатов и председателем соответствующего исполнительного комитета. Затем, не позднее чем в трехдневный срок, это решение вместе с заявлением лица, выдвинутого кандидатом, о его согласии баллотироваться в Совет Республики от области, города Минска и биографическими данными этого лица передается в Центральную комиссию.

Регистрация кандидатов является следующим этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьей 68 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в Президенты и в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за 35 дней, а заканчивается за 25 дней до выборов, кандидатов в депутаты - начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Решение о регистрации кандидатов в Президенты и депутаты принимается, если поданы все необходимые документы.

Центральная комиссия по выборам, соответствующая территориальная избирательная комиссия проверяют порядок выдвижения кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены Советы Республики на соответствие требованиям Избирательного кодекса и принимают решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата. Мотивированное решение об отказе в регистрации выдается не позднее, чем на следующий день после принятия решения.

После регистрации кандидатам предоставляется ряд гарантий. Кандидат в Президенты, в депутаты, в члены Совета Республики не может быть направлен в длительную командировку без его согласия, а также призван на военную службу либо на военные сборы со дня регистрации до дня выборов.

Кандидат в Президенты и в депутаты может быть арестован, иным образом лишен личной свободы лишь с предварительного согласия Генерального прокурора Республики Беларусь, а кандидат в депутаты местного Совета – лишь с предварительного согласия соответствующего прокурора, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Избирательный кодекс Республики Беларусь, прежде всего, закрепляет положение о равенстве прав и обязанностей кандидатов в Президенты Республики Беларусь и в депутаты.

Так, отмечается, что в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не вправе использовать преимущества своего служебного положения в интересах избрания. Под использованием должностного положения в Избирательном кодексе понимается:

1        привлечение людей, которые находятся в подчинении или другой служебной зависимости, к работе в пользу выдвижения или избирания кандидата;

2        использование помещений, принадлежащих государству, если другие кандидаты их использовать не могут (хотя обращались с такими просьбами);

3        использование телефонов, других средств связи и оргтехники (копировальных машин, компьютеров и т.д.), которые предназначены для государства, с целью выдвижения или избирания кандидата, у которого (или у его сторонников) есть доступ к этим средствам;

4        бесплатное или льготное использование государственных транспортных средств (автомобилей, автобусов, поездов и т.д.) для осуществления работы по выдвижению или избиранию кандидатов;

5        проведение сбора подписей избирателей и предвыборной агитации в ходе служебных командировок.

Кандидат в Президенты может иметь до 30 доверенных лиц, кандидат в депутаты Палаты представителей – до 15, кандидат в депутаты местного Совета – до 5 доверенных лиц. Доверенные лица могут и должны помогать кандидату в проведении избирательной кампании, вести агитацию за его избрание, представлять кандидата и его интересы в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями и в избирательных комиссиях.

Следующим этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Вопросам предвыборной агитации, а также финансирования выборов посвящен раздел IV Избирательного кодекса Республики Беларусь (главы 10 и 11).

Статья 45 Избирательного кодекса посвящена вопросу о предвыборной агитации, которая включает мероприятия, направленные на избрание того или иного кандидата, и осуществляемые с помощью средств массовой информации, наглядной агитации и публичной пропаганды. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов.

Агитационные предвыборные материалы, выступления на митингах собраниях, в печати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганду войны, призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевету в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты, в депутаты. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих вражду на этой почве.

В предвыборной агитации используются плакаты, надписи, призывы, листки, фотоматериалы. Запрещается раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании с соблюдением требований законодательства.

Местные исполнительные и распорядительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями обязаны создавать условия для проведения встреч кандидатов с избирателями. Они выделяют на территории участков для голосования места для размещения агитационных печатных материалов.

На всех участках для голосования не позднее 14 дней до выборов оформляются стенды с информационными материалами о кандидатах. Такие стенды сохраняются в помещениях для голосования и в день выборов.

Средства массовой информации обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений кандидатов. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации запрещается вести теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если они являются кандидатами или их доверенными лицами.

Республиканское радио каждое утро и республиканское телевидение каждый вечер обязаны по требованию Центральной комиссии предоставлять ей возможность передавать информации о ходе избирательной кампании.

Завершением избирательного процесса для граждан (но не всей избирательной кампании) является голосование.

Процедура голосования обычно подробно описывается в избирательных законах. Порядок голосования в белорусском законодательстве закреплен в главе 13 Избирательного кодекса, а относительно членов Совета Республики – в статьях 104–105 Избирательного Кодекса.

Организацию голосования граждан по выборам Президента, депутатов избирательное законодательство возлагает на соответствующие комиссии и обязывает государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации содействовать избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

Для организации тайного голосования по выборам членов Совета Республики и определения его результатов, депутаты, участвующие в заседании по выборам членов Совета Республики, избирают из своего состава счетную комиссию в количестве 9–15 членов.

Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, не позднее, чем за 10 дней до выборов.

Так как голосование в нашей стране тайное, избиратели голосуют при помощи избирательных бюллетеней. Форму и текст бюллетеней утверждает Центральная комиссия. Окружная избирательная комиссия утверждает текст избирательного бюллетеня по своему избирательному округу. Бюллетени для тайного голосования по выборам членов Совета Республики изготавливаются и утверждаются счетной комиссией по установленной Центральной комиссией форме в количестве, соответствующем числу участников заседания. В бюллетене в алфавитном порядке включаются все зарегистрированные кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, места работы и жительства, партийности каждого кандидата. На оборотной стороне во избежание фальсификации ставятся подписи не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии.

Участковые избирательные комиссии обеспечиваются избирательными бюллетенями не позднее, чем за 7 суток до выборов.

Статья 52 Избирательного кодекса определяет проведение процедуры голосования на избирательном участке. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетени выдаются избирателю, которые расписываются в их получении, только после предъявления избирателем паспорта или другого удостоверения личности. Бюллетень заполняется голосующим лично в кабине или комнате для тайного голосования. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить другое лицо, за исключением членов избирательных комиссий, кандидатов в Президенты, в депутаты и их доверенных лиц. После заполнения бюллетеня избиратель опускает его в ящик для голосования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты